Учат в школе: как стать парфюмером
Красота

Учат в школе: как стать парфюмером

О лучших школах в России и за рубежом рассказывает независимый парфюмерный эксперт Джульетта Птоян.

Благодаря определенным усилиям маркетологов уже несколько поколений считают парфюмерию чем-то не поддающимся законам логики, почти волшебным и оттого еще более интересным; такой ход мыслей и нежелание думать шире самым положительным образом сказывается на продажах, и все получают то, что нужно: маркетологи – прибыль, клиенты – ароматы, которые заставляют их чувствовать себя сексуальнее.

3.jpg

Последние несколько лет позиционирование ароматов, и в люксовом сегменте в том числе, приобретает человеческие черты: журналы рассказывают о мастерах-парфюмерах, которые стоят за теми или иными новинками, ингредиентах (часто подменяя сложные названия душистых веществ красивыми, но совершенно бессмысленными сочетаниями вроде «золотая амбра» и т. п.) и процессах, о которых до какого-то времени знали только инсайдеры. Ароматы не перестают наделяться чудодейственными свойствами, но производители, кажется, начинают догадываться, что их клиенты имеют право как скептически относиться к рекламе, так и знать больше о производстве того или иного продукта. Писать на эту тему – значит пополнить раздел «Красота» несколькими объемными текстами; сегодня расскажем о том, как все начинается, а именно – о парфюмерном образовании.


2.jpg

Самый известный институт, в котором можно получить знания о смешивании душистых компонентов, – ISIPCA (Institut Superieur International du Parfum, de la Cosmetique et de l'Aromatique Alimentaire), основанный в 1970 году Жан-Полем Герленом, последним представителем парфюмерной династии, занимавшимся делами бренда до его продажи концерну LVMH. Большую часть времени обучение здесь велось на французском языке, но несколько лет назад появилось два курса на английском – вместе с ними пришло внимание более широкой публики. Одна программа European Flavours & Foodservice Management длится 18 месяцев, стоит 16 400 евро и обеспечивает дипломами специалистов, занимающихся бизнесом в сфере функциональной парфюмерии (например, отдушек, которые используются в кулинарии и других областях). Первые 6 месяцев обучение ведется в Версале – там со студентами занимаются преподаватели-парфюмеры, и процесс сконцентрирован на работе с обонянием, оставшиеся 12 – в Падуе, где речь по большей части идет именно об управлении и организации бизнеса в этой сфере. 

Вторая программа European Fragrance & Cosmetic Master длится два года, требует наличия высшего химического образования и готовит непосредственно «носов», а также управленцев в сфере fine fragrances. Среди выпускников ISIPCA – Франсис Кюркджян (Iris Nobile для Acqua di Parma, My Burberry для Burberry и собственный бренд Maison Francis Kurkdjian), Виктория Минья (собственный бренд Viktoria Minya) и Жан Гишар (Eden и LouLou для Cacharel, Concentre d’Orange Verte для Hermes). 

4.jpg

Следующий на очереди – Грасский институт парфюмерии (Grasse Institute of Perfumery), который предлагает не только несколько программ для инсайдеров на французском и английском языках, но и летние лагеря для тех, кто интересуется запахами и хочет узнать о них больше. 

Из широко известных в узких кругах также нужно назвать школу Givaudan (предельно строгий отбор, три года обучения, потрясающие карьерные перспективы – все здесь), которую прошел штатный парфюмер Chanel Жак Польж, а также похожие курсы от Firmenich и Cinquième Sens, но в последней лекции ведутся только на французском.

1.jpg

Однако не стоит думать, что стать парфюмером можно только в Европе. Например, в Бомбее работает V.G. Vaze College, выпускники которого входят в штат нескольких индийских компаний, занимающихся производством душистых материалов, а в тайском King Mongkut’s University of Technology Thonburi есть профильные программы, где можно как пройти экспресс-курсы, так и получить полноценное образование. 

В России ситуация с обучением мастеров ароматных дел куда менее вдохновляющая: на химфаках некоторых вузов (КубГТУ, к примеру) есть специальность «Парфюмерия», но с fine fragrances ее выпускники имеют мало общего – чаще дело касается именно функциональной отрасли; если говорить о Краснодаре, студенты практикуются на местной фабрике «Аванта» (всем знакомый детский крем с синим котенком – как раз оттуда). 

5.jpg

Еще один вариант, куда более известный, чем многочисленные химфаки – «Школа парфюмеров» в Петербурге, созданная в 2013 году коллекционером и искусствоведом Элиной Арсеньевой. Изначально здесь было возможно записаться на очное обучение, включающее в себя работу с химией ароматических веществ, знакомство с ингредиентами и прочие важные моменты подготовки «носа», но теперь ситуация изменилась – и учиться (по крайней мере, в ближайшее время) предлагают только заочно. Если полноценное парфюмерное образование для вас – too much, можно пройти курсы для журналистов и имиджмейкеров или тренинг для консультантов.  

Если тратить много времени на образование или курсы не хочется – есть лекции, которые проводит, например, специалист по аромахимии Матвей Юдов: в ближайшее время (24 сентября) такая состоится в шоу-руме дистрибьютора Parfum Selective на Зубовском бульваре. В программе вечера – собственно лекция Матвея по азам химии душистых веществ и рассказ владелицы Parfum Selective Татьяны Кирилловской об истории парфюмерии и собственной коллекции винтажных ароматов.

6.jpg