Тайная комната Мадам Гре
Блоги

Тайная комната Мадам Гре

«Одежда неотступно следует за эволюцией жизни, и это нормально. Но вы должны уметь постигать смысл формы и материала; вы должны любить красоту и женское тело»

                                                                                                              Madame Grés

Хочу поделиться с читателями Trendspace.ru  загадочной историей из мира моды, которую мне поведал Julien Brunie – глава интернационального департамента Christies, а ему в свою очередь рассказала об этом жена, занимающая пост коммерческого директора в легендарном Ritz Carlton в Париже. Нет сомнений в истинности произошедших событий,  хотя об этом нет упоминания в интернете и в европейских газетах вы не найдете даже крохотной заметки, но это так, я все видела собственными глазами.

   Все происходило, как это обычно бывает в fashion world, во время недели моды, внезапно прилетел Альфайед представитель знаменитой династии египетских миллиардеров и по совместительству владелец отеля, выкупивший его много лет назад.  Естественно, ему понадобилась комната, для того, чтобы устроить грандиозное party и вообще отдохнуть в своем собственном отеле. Топ-менеджмент был ошарашен неожиданной просьбой, ведь все номера и помещениями уже давно зарезервированы для высокопоставленных гостей: дизайнеров, байеров, редакторов моды и топ-моделей с миллионерами. Отказать клиентам они не имеют права, ведь еще сам Цезарь Ритц заповедал « Клиент всегда прав», да и хозяина конечно не оставишь на улице. В такой щекотливой ситуации, они стали судорожно соображать, что же делать и вспомнили про склад со старой рухлядью, на котором хранились кровати, антиквариат под слоем многовековой пыли и прочий хлам. Вот как раз когда они разбирали вещи в этом забытом помещении, они увидели дверь… Неправда, ли напоминает книги Дена Брауна  или сценарий приключенческого фильма? Но повторяю, что это все чистая правда. Вернемся к таинственной двери… После нескольких попыток, ее удалось открыть и там оказалось довольно вместительная комната площадью 30 квадратных метров, в ней находились зеркала, хрустальные люстры под потолком, никакой приметной таблички и следов владельца комнаты. Обратившись к архивам отеля, стало ясно, что комната была закрыта в 30-х годах прошлого века и время в ней остановилась, с тех пор ее никто не открывал. Судя по архивам отеля, стало известно, что пространство принадлежало Мадам Гре  – величайшему французского кутюрье XX века, про которую точно так же забыли, как и про эту комнату, выходящую на Place Vendome. Но, как это случилось? Сначала, проясним момент с таинственной комнатой, а потом и с самой Мадам Гре. Дело, в том, что соседний к Ритцу банк (BNP Paribas) полагал, что помещение принадлежит отелю и туда соваться нет смысла, а люди из Ritz  считали, что это подсобка банка и они не имеют права к ней притрагиваться. Как оказалось истинный владелец  не те, не другие, а Мадам Гре – модельер, чье имя, благодаря искусству кройки, скульптурности форм стоит в одно ряду с такими гениями моды, как Мадлен Вионне и Кристобаль Баленсиага. 

Без этой загадочной истории в биографии Мадам Гре полно белых пятен, а вся ее жизнь окутана тайнами. Только после ее смерти в 1993 году стали известны фактические моменты о ней, такие как дата рождения (30 ноября 1903), которую она всегда скрывала,  говорила о себе противоречивые сведения, несколько раз меняла имена, а после ее смерти, продолжила «путать карты» ее единственная дочь - Анна. Сначала она была Жермен Эмили Кребс - так ее нарекли родители при рождении - интеллигентная парочка небогатых буржуа. Когда она только начала входить в мир высокой моды, Жермен превратилась в Alix, Alix Barton,  ее подруга, ставшая ее партнером по бизнесу Жюльетта Бартон, оказала на это непосредственное влияние. И наконец, имя, под которым она вошла в историю моды – Мадам Гре (Madame Grés)  ей досталось ей от мужа –Gres эпиграмма от Serge, так подписывал свои работы русских художник Сергей Черевков, с которым она познакомилась в 1937 году. Это, пожалуй, все, что ей досталось от него, позже он улетел за вдохновением на Таити, как Гоген и больше не вернулся.

Еще один странный факт биографии Гре - ее активная гражданская позиция во время немецкой оккупации Парижа. Франция держала нейтралитет в отношении немцев, а она в такой кризисный период яростно отстаивала свою точку зрения и вела себя как настоящий патриот - мода была ее орудием. Мало, того, что она отказывалась обслуживать любовниц немецких офицеров, которые хорошо могли заплатить, она демонстративно выпускала на подиум коллекцию в трех цветах – синем, красном и белом - триколоре французского флага. Она не жалела ткани на свои восхитительные платья в стиле «Неоклассицизм» и скупала материю на черном рынке, чтобы она не досталась фашистам, хотя был введен жесткий лимит на расход текстиля. Такая дерзость не осталась незамеченной, и ее дом моды закрыли. Но, она победоносно возвращалась, за это ее прозвали сфинксом моды.

Не менее странно, ушла из жизни этот невероятно талантливый модельер, техника кройки которой, не воспроизводима и не копируема (она накалывала ткань прямо на модели, мяла муслин и создавал драпировки, словно лепила из глины или вытесывала из камня). Мадам Гре, после краха ее дома моды, который «пошел по рукам», благодаря Бернару Тапи, была отправлена в дом престарелых и умерла там в 1993 год – забытая и одинокая. Ее предприимчивая дочка - Анна, продолжала выпускать одежду под именем своей матери, а когда Met (Metropolitan Museum) решил устроить ретроспективу ее платья в 1994 году, она отправила вежливый отказ, не удосужившись сообщить миру моды о смерти великой Мадам Гре. 

Несмотря на все эти досадные неприятности, которые сопровождали Мадам Гре на протяжении всей жизни, ее вклад в историю моды не оценим, а ее влияние прослеживается в коллекциях современных дизайнеров таких как Valentino с его платьями, напоминающие статуи античных богинь, Альбер Эльбаз говорил, о том, что на эксперименты с формой, конструкцией и драпировками его вдохновляют работы Мадам Гре, Изабель Толедо, Ральф Руччи, платья с открытыми плечами от Хэлстона.

 Среди клиенток Мадам Гре (MadameGrés) значились самые утонченные европейские и американские красавицы -Марлен Дитрих, Грета  Гарбо, Виьен Ли, принцесса де Бурбон, Грейс Келли,  Жаклин Кеннеди и герцогиня Виндзорская.

Жаклин Кеннеди в платье Мадам Гре

вверху: Жаклин Кеннеди в платье Мадам Гре

Сюзи Паркер в платье Мадам Гре, фото: Ричард Аведон, 1957 год

В бутике Victoria’sVintage есть три платья созданных Гре, важно, что все вещи она шила вручную и каждая модель сохранила уникальную методологию кройки, присущую исключительно ей.

Платье Мадам Гре (бутик Victoria's Vintage)

Подпись к фото (Мадам Гре 1980, бутик Victoria's Vintage): В 60-х годах Мадам Гре смогла в последний раз вызвать сенсацию серией своих этнических моделей, которые, в отличие от "греческих" платьев 30-х годов, не облегали тело, а свободно ниспадали и струились вдоль него.

В 1966 году известный фотограф Ричард Аведон сделал фотосессию с неподражаемой Барбарой Стрейзанд для журнала Vogue, где она предстала в пончо и восточных туниках от Мадам Грэ