Мадлен Вионне: Непревзойденная королева кроя
Блоги

Мадлен Вионне: Непревзойденная королева кроя

 «Самая важная вещь, которую можно осознать, - как быть правдивой по отношению к себе самой и в жизни, и в работе; быть по-настоящему искренней. Это на самом деле довольно сложно, но вы должны заглянуть в себя и найти способ, как это сделать, и должны быть терпеливы. Чтобы достичь цели, вам придется превозмочь себя»

                                                                                                                                                            Мадлен Вионне

История дома моды

Невероятное мастерство кроя, изысканный, неповторимый стиль и тонкий вкус Мадлен Вионне продолжают вдохновлять современных дизайнеров: Кристобаль Баленсига, Аззедин Алайя, Хальстон называли себя ее учениками. Мастер вышивки по ткани для изделий «Высокой моды»- Фернан Леже, повидавший тысячи кутюрных шедевров, говорил с восхищением, что платья Вионне были прекраснейшей вещью, которую он видел в Париже.

Парадоксально, но женщина, которая впоследствии шила свадебное платье для знатной красавицы Консуэллы Вандербильт, ставшей женой героцога Мальборо, сама была далека от голубых кровей. Она, как и Шанель, вышла из «низов» и смогла покорить «вершины». Мадлен Вионне родилась 22 июня 1876 года в маленьком, сонном городке во Франции. Как это обычно бывало с девочками из бедной семьи, ей пришлось забыть про учебу в школе и в 11 лет пойти работать помощницей портнихи. Самым ярким детским воспоминанием  Мадлен стал бюст Марианны-символа Франции, поразившей ее своих скульптурным совершенством. Именно, тогда маленькая Мадлен решила стать скульптором.

Едва ей исполнилось 18, она вышла замуж  за местного парня  и вместе с мужем отправилась в Париж в поисках лучшей жизни. Решение оказалось верным, и вскоре мадам Вионне  устроилась швеей в модный дом Vincent. Но, долгожданно счастье омрачила семейная трагедия - Мадлен забеременела, родила дочку, но та не прожила и полгода. Вместе с нею и умер брак молодой пары. Чтобы справиться с депрессией,  Вионне уехала в Лоднон, там она устроилась в ателье Кейт Рейли, которое специализировалась на копировании парижских моделей платьев. Опыт работы в престижном английском ателье, позволил Мадлен по возвращению в Париж устроиться в в прославленный французский дом «Callot Soeurs». Модным дом «Сестер Калло» был знаменит своими роскошными, вечерними платьями. Там в течение 5 лет Мадлен Вионне совершенствовала мастерство кроя, моделирования и осваивала особую технику драпировки ткани. «Именно здесь я поняла, что мода-это искусство, - вспоминала позже Мадлен.- Если бы я не попала сюда, я бы так и продолжала шить «форды», теперь же я научилась шить «роллс-ройсы».

В 1905 году талантливая закройщица была приглашена в дом моды «Жак Дусе». Работая у него, она  нашла свой главный козырь- крой по косой, позволявший ткани платья обтекать тело, создавая изысканный вытянутый силуэт. Невозможно представить эпоху «Золотого Голливуда» 30-х годов без платьев, скроенных по косой, которые стали фирменным стилем Вионне. Ее подход был поистине революционным, она предлагала дамам отказаться от корсетов, вытачек и лишних рельефов. Красивый силуэт должен возникать благодаря спорту и здоровому питанию, так считала Мадлен. Для того, чтобы подчеркнуть плавность и текучесть своих новых платьев, Вионне отказывалась от любых прослоек между тканью платья и телом. Она требовала от манекенщиц демонстрировать ее модели исключительно на голое тело - это было революционно, скандально и восхитительно. Новаторство платьев Мадлен привлекло знаменитых актрис, дам полусвета, суфражисток, феминисток.

В 1912 году дом «Vionnet» на рю де Риволи распахнул свои двери для первых клиентов. Осенью 1914 началась война, предприятие было закрыто, а Мадлен отправилась в Рим в поисках вдохновения. Там она изучала историю искусств, живопись, архитектру, много времени проводила в музеях, восхищенно наблюдая античные статуи. В 1919 году она снова вернулась в Париж и открыла свой модный дом, предложив клиенткам одежду в античном духе: лаконичные платья с драпировками, скроенные по косой. С помощью дизайна одежды Мадлен реализовала свою мечту стать скульптором: она лепила свои платья из ткани, словно из глины, добиваясь поразительного эффекта: ее платья жили и дышали вместе с владелицей, повторяя мельчайшие движения тела.  «Если женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней», так комментировала свои модели Вионне. Можно сказать, что она была одна из первых идеологов минимализма, который так востребован в современной моде.

Метод кроя и новаторские идеи

Свои модели Мадлен Вионне создавала, драпируя тонкую ткань на специальном манекене высотой 80 см. Она ловко подхватывала ткань, обертывала маленький манекен, закрепляя прихотливые складки. Благодаря, своим выдающимся математическим способностям и пространственному видению объектов у Мадлен Вионне получалась удивительно сбалансированная конструкция. В основе моделирования были простейшие геометрические фигуры - квадрат, круг, треугольник. Чрезвычайная простота линий и невероятная сложность кроя, вот секреты гармоничного образа интеллектуальной моды Мадлен Вионне. Ради идеального результата великая женщина кутюрье могла трудиться часами. Например, пришивала каждую нить бахромы отдельно, а не тесьмой. Все это для того, чтобы не нарушалась эластичность кроя, не искажались линии тела и в итоге каждая клиентка дома «Vionnet» приобретала больше чем просто платье, она приобретала совершенство.  

Для того, чтобы добиться такого эффекта Вионне заказывала текстиль фирмы Bianchini-Ferier, которая специально для нее производила шелковые крепы, шифоны шириной больше 2 метров и даже создала новую ткань из смеси шелка и ацетата. В отношении цветовой гаммы, Мадлен не была столь прихотливой: большинство ее моделей  выполнены в оттенках белого, светло-розового или золотистых цветов, напоминающих мрамор древнегреческих статуй. Если на минутку вернутся к современной моде, то возникают ассоциации с домом Celine, Chloe в которых так удачно смогла раскрыться Фиби Фило. Локоничность и цветовая гамма этих домов моды, перекликается со стилем Мадлен Вионне, которая одна из первых стала отдавать предпочтение минимализму, простым линиям и думать об удобстве женщины.

Ничего удивительного, что стиль Мадлен Вионне был признан образцом вечной элегантности и следующие 20 лет она задавала тон в Европейской моде. В числе ее клиенток были итальянские графини, английские аристократки и ярчайшие красавицы Голливуда- Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Кетрин Хепберн.

Новаторский подход был во всем -Мадлен Вионне стояла у истоков организации по защите авторских прав. В борьбе с повсеместным копированием ее платье, Вионне приедложила фотогарфировать каждую модель с трех сторон, а фотографии и подробное описание вклеивались в альбом. Кроме того к каждому платью пришивался фирменный ярлык с подписью Мадлен Вионне и отпечаток ее большого пальца.

.

Последние годы Мадлен Вионне провела за чтением лекций, проводила курсы кроя по косой. В 50-е она пожертвовала все свои платья, эскизы, альбом с моделями Музею декоративного искусства.

Имя Мадлен Вионне вспомнили только в 1973 году, когда ее платья были представлены на ретроспективной выставке европейской моды в нью-йоркском музее Метрополитен. Журналисты потом писали о том, что больше всего людей посетителей было напротив экспозиции платьев Мадлен Вионне, хотя там были представлены многие более известные кутюрье такие как Кристиан Диор, Кристобаль Баленсиага и многие другие.

В 2009 году прошла ретроспективная выставка в Париже в Музее Декоративных Искусств- Madeleine Vionnet puriste de la Mode - Fashion Puriste.

http://youtu.be/BFTowwh0CZg видео с выставки

http://www.youtube.com/watch?v=vD7mNub3wKA

Великая женщина кутюрье Мадлен Вионнее скончалась 2 марта 1975 года, не дожив немного до своего столетия, но на этом история дома моды не закончилась. Через 30 лет после ее смерти бизнесмен Маттео Марцотто пытался возродить марку, однако каждую коллекцию публика встречает прохладно и все попытки вернуть былую славу Дому «Vionnet» признаны неудачными: королева кроя так и осталась непревзойденной, неповторимой, единственной…

 

http://youtu.be/zQX-hyNGNsE