Илья Федотов-Федоров: «В искусстве ценно мнение экспертов, а не обывателей»
Культура

Илья Федотов-Федоров: «В искусстве ценно мнение экспертов, а не обывателей»

Молодой художник о современном искусстве, критике, заработках и поддержке государства.

В Музее современного искусства проходит выставка «Илья Федотов-Федоров. Человек разумный одинокий. Homo sapiens solitarius». Перспективный художник Илья Федотов-Федоров, работающий в направлениях биоарта и микс-медиа, рассказал главному редактору TrendSpace.ru Алене Литковец о критике, совмещении науки и искусства, профессиональных планах и о том, как живут молодые художники.

Ты учился на факультете журналистики, был актером, фотографом, а теперь у тебя своя выставка в ММОМА. Как так получилось?

Все корни из детства. У меня не было друзей, но я совсем не страдал: летом, пока все дети бегали и играли во дворе, я все каникулы сидел под окном на одном и том же месте и наблюдал за муравьями. У меня там был свой собственный мир. C детства я мечтал быть связанным с биологией. Я два года учился на генетика. Потом факультет закрыли, сказали: «Стране эта профессия не нужна, вы не найдете работу», но нам разрешили перевестись на любой другой факультет в нашем университете. Я долго думал, куда пойти: у нас был медицинский факультет, но лечить мне не хотелось, хотелось создавать что-то новое. Мое «муравьиное» прошлое сделало меня полным интровертом, и общаться с людьми мне было сложно — для меня это было реальной проблемой, и хотелось с ней бороться. Эти две причины заставили меня пойти на журналистику. Студентом начал писать статьи и зарабатывать, купил первый фотоаппарат и записался на курсы. Опять же, чтобы преодолеть свою боязнь людей, я пошел на актерские и режиссерские курсы. Через год обучения меня случайно взяли на гастроли в Польшу, я съездил и понял, что это совсем не мое, хотя в моих «аутичных» делах мне это очень помогло. Режиссера из меня тоже не вышло — я все-таки остался интровертом и не умел работать с большой командой. В итоге я ушел в фотографию и журналистику, а съездив в Нью-Йорк, заболел современным искусством.

Илья Федотов-Федоров.jpg
Из-под ног

Когда ты создал свой первый арт-объект?

В течение трех лет почти каждый день я сидел и бесконечно ретушировал фотографии, замазывал прыщи, морщины, делал пластику, менял форму носа. У меня начинался нервный тик. Тогда я сделал первую работу, которая была посвящена симметрии. Я взял фотографию модели в полный рост на черно-белом фоне, разрезал ее пополам, убрал глаза и отзеркалил, дальше поработал с пластикой, сделал из рук антенны — получилось нечто похожее на муравья. Это было шесть лет назад, тогда я начал свою первую серию, где я делал из людей насекомых.

Если верить интернету, твоя первая групповая выставка датируется 2013 годом и называется «Вход/Enter», правильно?

В 2011 году у меня была групповая выставка в качестве фотографа. Это был конкурс Russian Art Week в Московском доме художника на Кузнецком Мосту. Там было европейское жюри, и мне даже дали второе место в какой-то номинации. Как оказалось, в мире искусства это не имеет никакого веса. Вторая выставка в 2013 году была уже в качестве художника. Там была одна из моих очень ярких работ, которая даже попала на НТВ. Сейчас я повторяю ее на моей выставке в Музее современного искусства — это большая инсталляция, которая называется «Личное пространство». Она занимает всю комнату —  пол засыпан землей, а потолок усыпан рыболовными крючками, которые висят в нескольких сантиметрах от человека. Казалось бы, это очень угрожающее пространство, никто не должен туда входить. Но люди туда все равно входили и чувствовали там себя довольно комфортно — делать какие-то импульсивные движения здесь нельзя, другой человек не может подбежать к тебе, схватить и потревожить — это довольно опасно. А одному, не делая резких движений, там вполне комфортно.

Илья Федотов-Федоров.jpg
Личное пространство

Ты упомянул премию в 2011 году, которая оказалась совсем неощутимой для тебя. А от кого тебе хотелось бы получить комплимент — от Свибловой, Троценко, чья оценка наиболее ценная для молодых художников?

От Свибловой, конечно, хотелось бы. От интересных мне фигур в искусстве — И. Кориной, Д. Пархоменко, Иосифа Бакштейна, Мизиано. Хотя мне от любого было бы приятно услышать что-то хорошее. Когда ты молодой художник, тебе действительно важно мнение каждого. «Хотите, чтобы я вас полюбил, полюбите мои работы» — это про меня (смеется).

Илья Федотов-Федоров.jpg