Аниш Капур в 10 работах
Культура

Аниш Капур в 10 работах

Краткий гид по творчеству художника.

На этой неделе в Еврейском музее и центре толерантности стартовала первая в России персональная выставка Аниша Капура, одного из самых узнаваемых современных художников. В последнее время его имя как никогда на слуху - незадолго до поездки в Москву Капур рука об руку с Ай Вэйвэем совершил шествие по лондонским улицам в поддержку беженцев из Сирии. А в начале сентября одна из работ художника, выставленная в парижском Версале, оказалась в центре антисемитского скандала. TrendSpace решил вспомнить творчество Аниша Капура сквозь призму его знаковых произведений.

Cloud Gate

Cloud-Gate-West-Side.jpg

Пожалуй, "Облако-ворота" - самое известное творение Капура. Масштабная зеркальная скульптура была создана в 2004 году и стала одной из главных достопримечательностей Чикаго. "Облако" прекрасно иллюстрирует одну из ключевых идей художника - преображение пространства. Изогнутая зеркальная поверхность преломляет и искажает реальность. При этом сам объект, на деле массивный и тяжеловесный, кажется невесомым и иллюзорным, он прячется за собственной зеркальностью - мы видим не столько скульптуру, сколько гротескное отражение мира.

Sky Mirror

KapoorA_2210.jpg.jpg

"Зеркало неба" - еще один пример излюбленных Капуром отражающих поверхностей. Идеальная круглая форма "вбирает" в себя реальность. Благодаря отражению зритель оказывается одновременно и наблюдателем, и частью инсталляции. Одна из версий скульптуры установлена у Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке.

Parabolic Water

img.jpg

Капур работает не только с искусственными, но и природными материалами. Один из его арт-объектов представляет из себя идеально круглую, аккуратную полусферу, наполненную водой. С одной стороны, художник превращает в произведение искусства не изображение стихии, как это было на протяжении многих веков, а ее саму. С другой - вода перестает быть собой и превращается в вариант любимого Капуром зеркала.

ArcelorMittal Orbit

arcelormittal-orbit-lr.jpg

Замысловатая башня "Орбита", одно из самых крупных произведений Капура, была построена художником к лондонской Олимпиаде-2012. Исторически башня - сугубо архитектурный объект, однако Капур настаивает на том, что ArcelorMittal Orbit - это все же скульптура. Он попытался стереть все возможные "башенные" каноны, так сказать, актуализировать жанр. В итоге у "Орбиты" куда больше общего с металлическими петлями американских горок, чем с какой бы то ни было из своих старших сестер, будь то Пизанская, Эйфелева, или Токийская башни.

Good Morning Yellow

KAPO990080.jpg

Интерес Капура к пограничным жанрам изобличает не только архитектурно-скульптурный олимпийский объект, но и множество произведений меньшего формата, существующих на полпути между живописью и скульптурой. Такова, например, работа "Доброе утро: желтый". За счет выпуклой формы произведение играет с нашим восприятием пространства, а яркий желтый цвет будто затягивает зрителя внутрь себя. Good Morning Yellow - пример одного из множества монохромов, излюбленных Капуром.

My Red Homeland

121219-MCA_Anish_Kapoor-13111.jpg

Особую роль Капур отводит красному цвету, у которого исторически сложился целый букет коннотаций - это цвет и крови, и насилия, и жизни. Для художника красный - это прежде всего символ внутреннего (в буквальном и переносном смысле) мира человека и - по аналогии - произведения искусства. Работая с красным, Капур исследует движение жизни. Показательна инсталляция "Моя алая родина", в честь которой назвали выставку в Еврейском музее. Специальный механизм массивным металлическим кубом размазывает красную массу из воска, вазелина и пегмента. Парадоксальным образом насилие над формой преобразует и формирует ее, дарует новое рождение.

Shooting Into The Corner

mgb13_p_anish_kapoor_09-web.jpg

"Стреляя в угол" -  еще одна "красная" работа, включающая редкий для Капура элемент перформанса. В определенный час "специально обученный" человек выстреливает красным пигментом из большой пневматической пушки - в углу зала ширится жутковатая "открытая рана". В этой работе Капур задействует не только зрительное восприятие публики: звук выстрела оглушает, а "раненное" пространство начинает резонировать.

Svayambh

Anish-Kapoor-6.jpg

Особо крупных масштабов в работе с красной восково-вазелиновой массой Капур достигает в объекте Svayambh (в переводе с санскрита - "самозарождающийся"). Многотонная, пугающая груда, поставленная на рельсы, медленно ползет по лондонской Королевской академии художеств, оставляя за собой след, подобно исполинскому слизняку. Равнодушно самодостаточный арт-объект становится властителем выставочного пространства, которое превращается в его естественную среду обитания. 

Leviathan

img.jpg

Впрочем, объекту не обязательно весить десятки тонн, чтобы оккупировать окружающее пространство. В парижском Grand Palais Капур поселил надувное библейское чудовище по имени "Левиафан". Его резиновая "туша" практически вытесняет человека из помещения. Зрителю приходится зайти внутрь чудовища, утроба которого напротив кажется неожиданно огромной. Публика идет на съедение. Капур имеет в виду не столько библейский, сколько образ Левиафана по Гоббсу: монструозное государство, поедающее своих граждан. Скульптуре была уготована вторая жизнь - сдутая шкура зверя превратилась в инсталляцию "Смерть Левиафана".

Dirty Corner

dirty-corner-kapoor-afp.jpg

Ритуал попадания зрителя внутрь скульптуры Капур реализовал в недавно оскандалившейся работе Durty Corner, выставленной в Версале. Публика без особых подсказок со стороны считала посыл художника - иначе как "вагина" скульптуру не называют. Вандалы дважды атаковали арт-объект, во второй раз наградив его антисемитскими надписями вроде "Второе изнасилование нации отсталым еврейским активизмом". Капур решил не убирать с работы оскорбительные послания, превратив их в часть инсталляции. Правда, теперь самого художника обвиняют в потакании националистам.