Отрывок из книги: "Музыка - это мы" Виктории Уильямсон
Культура

Отрывок из книги: "Музыка - это мы" Виктории Уильямсон

Книга о том, как музыка изменяет наш мозг, память и жизнь.

В издательстве "Манн, Иванов и Фербер" выходит любопытное исследование британского психолога Виктории Уильямсон "Мы - это музыка" - о том, как музыка меняет наши память, сознание, восприятие мира и повседневную жизнь. TrendSpace публикует отрывок из новинки в жанре нон-фикшн, в котором автор отвечает на насущный для многих из нас вопрос: нужна ли музыка на рабочем месте?


обложка2.jpg

Большинству приходится трудиться основную часть жизни, чтобы зарабатывать на эту самую жизнь, обеспечивать себя, близких и свое будущее. В культуре всех стран работа всегда была неотъемлемой частью жизни человека. Порой она бывает в тягость. Может быть, вы один из тех счастливчиков, кто обожает свою работу; но и у вас случаются дни, когда необходимость что-то делать действует на нервы. Тогда мы ищем способы смягчить негатив и скрасить рабочее время с его трудностями. Есть прекрасный и доступный для всех возрастов способ сбежать от скуки и стрессов — музыка.

Музыка сопровождает физическую работу уже сотни, если не тысячи лет, выполняя многие функции: синхронизирует движения, создает социальные связи, развеивает монотонность и способствует общению. Во множестве культур и языков существуют традиции рабочих песен, включая военные марши, песни матросов, крестьян и промышленных рабочих, песни ковбоев. Прекрасный пример — венесуэльские рабочие песни (такие как Cantos de pilón): эти традиционные народные мелодии часто поются как сопровождение монотонных действий — доение коров, сбор урожая кофе или производство кукурузной муки. Рабочая музыка способна занять наш ум, повлиять на восприятие  времени и поднять настроение. Благодаря всему этому музыка — идеальный аккомпанемент для физических заданий и дел, не требующих большого внимания, которые иначе стали бы изнурительными и скучными.

По указанию британского правительства ближе к концу Второй мировой войны на военных заводах стали включать музыку.

В 1940-е проводились исследования музыки на фабриках. Эти первые психологические изыскания по воздействию музыки на реакции рабочих привели к современному спору о том, должен ли быть доступ к музыке на работе: какова польза от возможности включать мелодии, работая за столом, занимаясь доставками или готовя еду, и композиции какого типа мы должны слышать? Правда ли, что это положительно влияет на производительность?

История музыки на рабочих местах

Первые психологические исследования воздействия музыки на рабочих проводилась еще во время Второй мировой войны, когда современный промышленный конвейер, успешно запущенный Генри Фордом, положил начало эпохе массового производства. В этот период — до широкого распространения автоматизированных систем обработки — на поточной линии приходилось выполнять много однообразных, утомительных, но обязательных действий, требовавших человеческой зоркости и точной руки.

К сожалению, наш ум не приспособлен часами выполнять одну и ту же последовательность действий; неизбежные результаты такой работы — скука, вялость и отвлечение внимания. Прекрасно зная об этом, руководители фабрик начали искать способы увеличить активную производительность (повышенная скорость и/или больший объем продукции) и минимизировать ошибки, случающиеся на конвейере. Одним из предложений было изучить, как подействует на работников звучащая в цехах музыка.

По указанию британского правительства ближе к концу Второй мировой войны на военных заводах стали включать музыку: одно из первых исследований было проведено на фабрике пиротехники. По его результатам (как и в нескольких опубликованных позже работах) был обнаружен небольшой (около 10%), но существенный рост показателей производительности в сопровождении музыки по сравнению с тишиной.