Зачем нам нужен science-art?
Культура

Зачем нам нужен science-art?

Pop-up выставка Superconduction: challenge of art & technology в Риге.

Порой кажется, что формат pop-up, когда выставка длится лишь пару дней, странный и бесполезный. Мы привыкли, что в нашем распоряжении как минимум пара недель, а то и полгода, чтобы выкроить время и нацарапать в своем пухлом ежедневнике название свежеиспеченной экспозиции. Но у pop-up-проектов особая "сверхзадача" - не просто познакомить с творчеством такого-то художника, а вскрыть определенную тенденцию. С 6 по 7 в Риге работала выставка Superconduction ("Сверхпроводимость"), собравшая диковинные арт-объекты на грани искусства и технологий. Проект заставил нас задуматься о том, почему эти не самые похожие друг на друга сферы встретились и подружились.

M35A5558.jpg

Организовал выставку международный интернет-холдинг SDVentures, который занимается созданием и развитием интернет-проектов для общения между людьми, - один из немногочисленных удачных примеров дружбы между искусством, технологиями и бизнесом. Этим летом вместе с художником Олегом Куликом его команда создала технологичный арт-объект для знаменитого фестиваля Burning Man - исполинского философствующего робота-орангутанга OraculeTang. Pop-up-выставкой Superconduction, разместившейся в новом офисе компании в Риге, ее сооснователь Дмитрий Волков вместе с куратором Дарьей Пархоменко решили выразить идею метафоричной сверхпроводимости в мире современных коммуникаций:  технологии снимают барьеры общения и объединяют людей в самых удаленных точках мира. "SDVentures объединяет искусство и технологии, реализуя многогранные проекты по всему миру. Они позволяют нам значительно расширить и приобрести ценные связи внутри и за рамками инвестиционного сообщества, делают возможным поиск и реализацию проектов в выбранной нами области - Social Discovery, которая расширяет социальные и деловые связи людей в разных странах", - отметил Дмитрий.

M35A6152-Copy1.jpg
Дмитрий Волков

В Москве все чаще проводятся всевозможные фестивали и смотры, посвященные взаимодействию совриска и технологий. Однако экспертов по части sience- art в столице не так много. Одна из них - Дарья Пархоменко, куратор Superconduction, основатель LABORATORIA Art&Science Space, первого российского центра, изучающего симбиоз науки и искусства. По словам Дарьи, на международной сцене sciene-art чувствует себя довольно хорошо: "Вообще технологическому искусству хорошо там, где развивается наука и технологии, где государство поддерживает трансдисциплинарные проекты и видит в них потенциал для инноваций. Сегодня благоприятные условия существуют, например в Австралии, - где организация Symbiotica позволяет художникам на длительный срок серьезно включиться в исследовательский процесс. А в Канаде в Центре Hexagram художники могут под проект получить супероснащенную мастерскую и помощь программистов, робототехников. Самым важным международным фестивалем технологического искусства Ars Electronica проходит в Австрии, самый большой и серьезный музей – ZKM в Германии, маленькая, но по масштабу эксперимента весомая галерея Kapelica находится в Словении, в Британии – серьезный международный проект Arts Catalyst. С продакшеном в Росиии проблема, специальных мастерских у нас пока нет, это мечта Laboratoria Art&Science Space". 

172943_1695100612256_2230399_o.jpg
Дарья Пархоменко

В России LABORATORIA Art&Science Space пока первый и единственный выставочный и дискуссионный центр, который полностью посвятил себя научному искусству. Главный принцип площадки – внедрение художников в научную среду. "По каждому проекту мы сотрудничаем с учеными, например, на выставке “Квантовая запутанность” нашим проводником в квантовые миры стал Российский Квантовым центр, на выставке “Лаборатория льда” –  Институт Географии РАН, на выставке “Внедрение” – отдел нейронаук Курчатовского института", - рассказывает Дарья.

На последней московской арт-ярмарке Cosmoscow Дарья представила проект российского художника ::vtol::, который произвел настоящий фурор. Затем инсталляция перекочевала в коллекцию SDVentures и, конечно, разместилась на выставке в Риге по соседству с другими работами художников из России, США, Германии, Латвии и других стран.

Черный лабиринт выставочного пространства вобрал в себя 9 арт-проектов художников из разных стран, по-разному развивающих язык science-арта. Часть произведений иллюстрирует наиболее предсказуемый и понятный для обывателя симбиоз технологий и искусства, в котором наука выступает щедрой феей, помогающей искусству вывести на новый уровень то, что оно некогда придумало само.

8741222792_18311fdd35_b.jpg
Memo Akten, Quayola. "Forms"

Например, в начале ХХ века искусство научилось превращать всякого рода "плотские" вещи вроде человеческих фигур и лиц в абстрактные композиции. А в ХХI веке цифровые видеотехнологии позволяют наделить абстракцию движением и трехмерностью. Видео-инсталляция Forms турецкого художника Мемо Актена и Quayola из Испании превращает движения олимпийских атлетов в абстрактные всполохи света и хитросплетения разноцветных пиксельных лент. Почти то же самое Марсель Дюшан проделал со знаменитой "Обнаженной, спускающейся по лестнице" еще в 1912 году, но в 2D-формате. 

Другой арт-объект развивает старую добрую традицию реди-мейдов: из предметов, служивших в прошлой жизни частью интерьера, американец Немо Гулд создал кинетическую скульптуру Armed and Dangerous. Симпатичный несмотря на воинственное имя арт-робот смутно напоминает хрестоматийных роботов художника Нам Джун Пайка.

M35A5543.jpg
Nemo Gould. "Armed and Dangerous"
M35A5957.jpg
Nemo Gould. "Armed and Dangerous"

Остальные объекты представляют куда более сложную стадию флирта искусства с наукой. Как в технологическом, так, если угодно, в метафизическом смысле. Наука помогает искусству найти принципиально новый язык, способный описать чаяния современного человека. 

В современном мире, где на смену кипящему маслу, дыбам, железным девам и прочим занятным средневековым изыскам пришли новые, более изощренные пытки бесконечным, отупляющим потоком информации, отретушированной реальностью соцсетей, под шумок подменивших настоящую жизнь, как никогда хочется посыпать голову пеплом и, как говорят любители галлюциногенов, "поиграть с бесконечностью". Увидеть невидимое, услышать неслышимое, поэтизировать прозаичное, поразмышлять о бессмысленном и бесполезном. В этом человеку помогает искусство, а искусству - наука.

M35A5914.jpg
Semiconductor, "20Hz"

Заручившись научными данными, британский арт-дуэт Semiconductor создал 3D инсталляцию 20Hz - художники визуализировали невидимую для человеческого глаза магнитную бурю. Надев специальные очки, зритель растворяется в зачаровывающей красоты черно-белых пульсациях - отличный вариант арт-побега от вываливающихся из наших гаджетов новостей, сообщений, е-мейлов, "постов на актуальную тему" и прочей онлайн-белиберды первостепенной важности.

M35A5615.jpg
Ralf Baecker. "Crystal Set"

Еще более медитативный арт-объект называется Crystal Set. Немец Ральф Баекер смастерил тонкой работы механизм: 64 иголочки посылают электрический заряд кристаллу карбида кремния, в результате чего на поверхности минерала появляются всполохи света, а специальный усилитель воспроизводит раздающийся при этом звук, обычно не уловимый для нашего уха. За пределами выставочных залов карбид кремния используют для более практичных и прозаичных целей: в производстве гаджетов, например. Художник решил "освободить" минерал, наделить его светом и даже "голосом".

M35A5629.jpg
::vtol::, "Bitcoin"

В Ригу приехала и инсталляция российского художника ::vtol::, побывавшая на ярмарке Cosmoscow. Художник решил превратить валютный рынок, лишенное поэзии, но определяющее нашу повседневную жизнь явление, в своеобразную музыкальную пьесу, первая скрипка в которой отведена биткоину. При каждой сделке, изменяющей отношение виртуальной валюты к валютам национальным, смычки, напоминающие пальцы Эдварда Руки-ножницы, касаются струн. Звучит механизм, прямо скажем, надрывно - таким мог бы быть "звук лопнувшей струны" в авангардных постановках "Вишневого сада".

M35A5550.jpg
Rasa Smite, Raitis Smits, Martins Ratniks. "Talk To Me"
M35A5605.jpg
Rasa Smite, Raitis Smits, Martins Ratniks. "Talk To Me"

Наконец, самый поэтичный арт-объект, созданный командой латвийских художников, называется Talk To Me. Главным героем инсталляции стало живое растение, с которым, в соответствии с названием, можно поговорить - посетитель вбивает в компьютер фразу, а динамик транслирует ее лимонным деревцам в Риге и Москве. Эта работа прелестна своей кажущейся бесполезностью. Но, как известно, бесполезное на первый взгляд на поверку обладает мудростью. Как рассказал Дмитрий Волков, организаторы изучили послания, адресуемые бессловесному растению, и обнаружили любопытный факт: люди, привыкшие ежедневно декларировать в Facebook и Instagram исключительно собственное "Я", вдруг захотели поговорить с зеленым собеседником на "ты". Самые частые реплики таковы: "Как у тебя дела?", "Ты хороший", "Ты красивый" и так далее. Человек, уставший от самого себя, находит отдушину в немом, но живом растении.

Cовершив путешествие по лабиринту, населенному sience-art из разных уголков мира, можно открыть для себя новый художественный язык, которого в повседневной жизни отчаянно не хватает для того, чтобы высказать важные для нас вещи. А также научиться общаться друг с другом, окружающим миром и самим собой. Но для того, чтобы такая "сверхпроводимость", которую готовы подарить нам технологии и искусство, заработала в полную силу, нужны энтузиасты, профессионалы, недюжинная технологическая база и, не в последнюю очередь, интерес со стороны бизнеса. "Сегодня и фундаментальные открытия, и прикладные изобретения в большинстве случаев рождаются на границах дисциплин, наук и технологий. В этом смысле искусство и наука дают множество импульсов, вдохновляющих разных людей. Скорее вопреки, чем благодаря условиям в России потенциал для развития science-art есть. Несмотря на сложные времена в науке, всё равно остаются выдающиеся и открытые ученые и художники. У бизнеса тоже есть интерес к science art, самые прогрессивные компании понимают, что искусство – это новый способ коммуникации с разной аудиторией. И, конечно, технологичным компаниям логично взаимодействовать с технологическим искусством, которое рефлексирует, вдохновляет и критически осмысляет жизнь человека", - резюмирует Дарья Пархоменко.

Читайте также:

Дмитрий Волков о моде в сфере высоких технологий

Книжная полка: Дмитрий Волков