Арт-интервенция: "Что-то происходит" в "Варочном цехе"
Культура

Арт-интервенция: "Что-то происходит" в "Варочном цехе"

Как искусство поселилось на заводе.

Когда искусство находит, ремонтирует и обживает давно закрытые и подернутые паутиной заводы и фабрики, не удивляется уже никто - такие проекты с 2000-х годов в изобилии высыпали на физиономии нашей столицы. Но что получится, если искусство подселится к исправно работающим станкам и конвейерам? Такой эксперимент провела команда молодого художественного объединения "Варочный цех", открыв выставку совриска в стенах действующего завода Московской Пивоваренной Компании. Название проекта - "Что-то происходит" - заинтриговало TrendSpace, и мы отправились поглядеть на курьезное сожительство инсталляций и варочных котлов.

12065544_1652373408372783_6358800420929184234_n.jpg

Экскурсия на производство для многих - пахнущий автобусом и дисциплиной призрак из школьного прошлого. Кого-то водили на хлебо-булочный завод, кто-то, счастливчик, попадал на кондитерский. Вокруг всегда что-то булькало, пахло и ржавело. Не то - экскурсия в музей современного искусства: там все блестит, помалкивает и сияет стерильной белизной. Кажется, фабричный цех и "белый куб" - это две противоположности. Для команды "Варочного цеха" и куратора Юры Юркина это не так. 

Пока неподалеку в огромных котлах бродят дрожжи, мы бродим по цехам пивоварни. Ожидаемых заводских ужасов вроде гари, копоти и чего-то, постоянно капающего на голову, здесь нет и в помине: оказывается, мы попали на один из самых современных заводов в стране. Белоснежный и сверкающий стальным блеском, он вполне мог бы сойти за арт-пространство. Будь здесь немного потише.  Без экскурсовода в хитросплетениях коридоров и помещений легко потеряться и пройти мимо арт-объектов - большинство из них прячется от нас, притворяется частью производства. Всего их 12. Разные по жанру и формату, все проекты имеют одну цель - вступить в диалог с производством и обсудить общество, которое их породило.

Recycle okamenevshy supermarket.JPG
"Окаменелый супермаркет", Recycle

Большинство работ были созданы специально для "Что-то происходит". Редкое исключение составил "Окаменелый супермаркет" группы Recycle - прознав о выставке, художники сами предложили скульптуру 2013 года выпуска. Ископаемые полки современного супермаркета, археологическая находка 3000-го года, выступает в забавный диалог с витриной продукции Московской пивоваренной компании. Окаменелость из полиуретана одновременно и критикует общество потребления, и увековечивает его.

12250578_1000879466642234_942716213_o.jpg
Vibrato, ::vtol::

Технологичность некоторых арт-объектов вторит окружающей обстановке. Им проще других сойти здесь за своих, притаившись меж заводских механизмов. Такова, например, инсталляция художника ::vtol::, с творчеством которого мы уже встречались на выставке science-арта в Риге. Он отыскал укромный уголок с симпатичной трубой и подвесил к ней механизированных птиц. Если подойти к ним поближе, птицы начинают истошно бить металлическими крыльями и кричать. Сперва выглядит это тревожно: птицы кажутся жертвами человека, как альбатросы, измазавшиеся в разлитой нефти. Но постепенно "накал страстей" сходит на нет: крик техноптиц сливается с шумом завода, они превращаются в органичных жителей индустриальной среды обитания.

Другой технологичный проект представила арт-группа "Куда бегут собаки". Посреди цеха стоит белый куб - без подсказки совершенно не очевидно, что это произведение искусства, а не короб, скрывающий очередной пивоваренный механизм. Вдохновившись антивоенным манифестом футуриста Велимира Хлебникова "Труба Марсиан", екатеринбуржцы взялись поразмышлять на тему времени, которое и символизирует аскетичный куб. Надев специальные кубы-шапочки, зрители чувствую все большие вибрации, приближаясь к нему. Потеря связи с временем грозит нам посредственностью переживаний. 

IMG_0238.JPG
"Соседи шумят", Владимир Марин

Пожалуй, наиболее виртуозно спрятавшаяся исталляция принадлежит Владимиру Марину. В одном из коридоров МПК виднеется внутреннее окошко лаборатории, где проводятся всевозможные анализы местной продукции. По соседству с ним - такое же квадратное стекло, плотно зашторенное жалюзи. Из таинственного помещения рвется танцевальная музыка и всполохи клубного неонового света. Кажется, будто сотрудники лаборатории провели не только экспертизу качества, но и изрядную дегустацию хмельных напитков, а затем устроили корпоратив в соседней комнате. С одной стороны, работа "Соседи шумят" - аллегория знакомого каждому жителю многоэтажек преступного веселья жильцов сверху, снизу и с боку. С другой - намек на неполадки в системе: при поломке аппараты тоже шумят и мигают. 

12249691_10206883646922751_3899171529594992664_n.jpg
"Опять", Ирина Корина

Некоторые работы не хотят притворяться частью завода. Неподалеку от "вечеринки" Марина расположилась сюрреалистичная инсталляция "Опять" Ирины Кориной: два одинаковых крыльца разного масштаба ведут в глухую стену. Они щедро задрапированы гибридом бордовой шторы в стиле "дорого-богато" и императорской мантии с горностаевой обивкой. Сознанию человека предначертано снова и снова блуждать в лабиринте контрастов, противоречий и тупиков, надеясь, возможно тщетно, отыскать из него выход.

Igor Samolet V strane zvenyaschego neba.JPG
"В стране звенящего неба", Игорь Самолет

В стеклянном коридоре, пролетающем над фасовочными лентами пивзавода, нас ждет галерея снимков на ткани, выполненных Игорем Самолетом. Кадры дня сегодняшнего художник сопроводил титрами советских фильмов. "Не стреляйте в белых лебедей" бежит поверх "косяка" военных истребителей, а лиричная фраза "А у нас была тишина" смотрится забавно в шуме работающих конвейеров. Получилось ироничное, но при этом исполненное поэтичной ностальгии размышление о прошлом и настоящем страны. 

Sasha Pirogova Agon 2.jpg
Agon, Саша Пирогова

За принтами Самолета скрывается единственная на выставке видеоинсталляция - Agon Саши Пироговой. Художница размышляет о тщетности мироустройства, построенного на соревновании. Четыре героя совершают серию красивых, но по-кафкиански бессмысленных движений, одерживают друг над другом сомнительные победы. Парадоксальным образом, отлаженные движения окружающих нас машин оказываются осмысленнее, чем действия человека.

Alexandr Shishkin-Hokusai Zvezdny Desant5415.jpg
"Звездный десант", Александр Шишкин-Хокусай

Наконец, мы попадаем на склад, куда стекается готовая продукция завода и, по замыслу куратора, смыслы произведений. Разглядеть здешний объект еще сложнее, чем предыдущие. Напрягая зрение, мы видим легкую, невесомую, нарочито миниатюрную женскую фигуру, воспарившую к потолочным балкам и перекладинам. Художник Александр Шишкин-Хокусай создал звезду, обернувшуюся человеком. Но звезда эта не подает с неба, как мы привыкли, а взлетает с земли. Подобно фантазии художника. Но и звезду Хокусая, и высшие художественные смыслы на складе ждет одно - потолок. Видимо, вдоволь пообщавшись с прогрессивным, но прагматичным миром производства, искусство пришло к выводу, что даже у его легкой, иллюзорной природы есть свой прозаичный предел.