Добрый ислам: за что мы любим мусульманский мир
Культура

Добрый ислам: за что мы любим мусульманский мир

Лучшее в истории и современности.

Сегодня нам становится все очевиднее: исламские радикалисты, идеологи ИГИЛ и международных террористических группировок наносят огромный урон не только тем, кому они объявили джихад, но и собственной культуре. Стараниями террористов образ мусульманского мира несправедливо демонизируется в глазах других культур. Мы решили робко вмешаться и вспомнить, что подарил и продолжает дарить человечеству исламский мир вчера и сегодня.

Вчера

Наука


Lunar_eclipse_al-Biruni.jpg

"Золотой век" исламской культуры приходится на VIII–XIII века, когда общемусульманское пространство простиралось от территории современной Испании до индийских границ. В этот период представители исламского мира внесли неоценимый вклад в развитие мировой науки. Многие из их достижений впоследствии "под шумок" переняла и западная цивилизация. Перечислим лишь некоторые открытия ученых-мусульман.

Астрономия

Еще в XI веке уроженец Персии Аль-Бируни развил одну из главных гипотез в истории астрономии: в сочинении "Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам" ученый предположил, что Земля движется вокруг Солнца. В том же труде Аль-Бируни развил идею тяготения между космическими телами, разделил природу звезд и планет, рассчитал радиус Земли, описал солнечное и лунное затмения.

Химия

Родоначальником этой науки считается арабский ученый VIII–IX веков Джабир ибн Хайян. Он дал первые описания химических кислот, щелочей, а также различные химические операции: расщепление, растворение, кристаллизацию и другие. Кроме того, Джабир ибн Хайян высказал предположение об энергии огромной силы, которая может высвободиться при расщеплении атома.

Медицина

Средневековые арабские ученые внесли существенный вклад и в развитие медицины. Так, перс Ибн Сина, живший на рубеже X–XI веков, систематизировал знания о таких болезнях, как чума, холера, оспа и проказа, описал свыше 2500 лекарственных средств, открыл принципы анестезии. Его сочинение "Канон врачебной науки" было настольной книгой европейских медиков вплоть до XVII века.

Архитектура

308SP.jpg

Помимо научных знаний в самых разных областях представители исламской культуры прошлых эпох оставили после себя архитектурные шедевры, которые сейчас считаются объектами культурного наследия общечеловеческого значения. Слава этих сооружений может дать фору даже римскому Колизею. Парадоксально, но многие из них стали открыточными символами стран, которые сегодня мусульманскими не являются. Так выглядит наш топ выдающихся построек исламского происхождения:

Альгамбра

Место: Гранада, Испания
Годы постройки: 1230-1492
Стиль: мавританский

Algambra-Ispaniya.jpg

alhambra-otdelka_dvorca.jpg

Тадж-Махал

Место: Агра, Индия
Годы постройки: 1632-1653
Стиль: архитектура эпохи Великих Моголов
Архитектор: Устад Ахмад Лахаури

avatar.jpg

Тадж-Махал2.jpg

Голубая мечеть

Место: Стамбул, Турция
Годы постройки: 1609-1616
Стиль: сочетание византийской и исламской традиций
Архитектор: Седефкар Мехмет Ага

Golubaya-mechet-8947.jpg

57445465465



Сегодня

Современная культура в различных мусульманских государствах развивается самобытно и крайне неоднородно. Мы постарались выбрать знаковых представителей современного искусства, кино и литературы разной национальной принадлежности.

Современное искусство

Надим Карам

03_large.jpg

Надим Карам — известный по всему миру художник и архитектор из Ливана. Его визитная карточка — фантазийные городские скульптуры, металлические существа неопознанного происхождения. По признаниям самого художника, его работы должны внушать публике ощущение "сновидения". 

Хасан Шариф

644546.jpg

Хасан Шариф из Дубая — один из ключевых современных художников региона Персидского залива. Его творчество необычно и многогранно. Первые шаги на поприще совриска Шариф сделал еще в 70-х годах — в качестве перформансиста концептуалистского толка. Художник всякий раз совершал нарочито абсурдные с обывательской точки зрения действия. Например, натягивал веревку, привязанную к захудалому кустику в пустыне (перформанс "Нейлоновая веревка"). Помимо перформансов Хасан Шариф известен впечатляющими инсталляциями сродни арте-повера: художник собирает их из всяческих мусорных отходов.

Фарад Мошири

d5665804a.jpg

Иранец Фарад Мошири — первый художник-мусульманин, чье произведение преодолело отметку в $1 миллион на международных торгах. Случилось это в 2008 году на дубайском аукционе Bonhams. К тому времени уроженец Тегерана — уже местная арт-знаменитость. Путь к искусству он начал в 80-х  — во время учебы в калифорнийском институте искусств CalArts. В 1991 году Мошири возвращается на родину, где разрабатывает собственный художественный язык: художник искусно смешивает в своих работах мотивы традиционного персидского искусства и реалии глобального общества потребления.

Эбтисам Абдулазиз

Ebtisam-Abdul-Aziz-Untitled-2.jpg

Кажется, в традиционалистской патриархальной культуре ислама нет места женщинам-художницам. Тем более перформансисткам. Однако это не так. Творчество уроженки ОАЭ Эбтисам Абдулазиз красноречиво опровергает подобный стереотип. Облачаясь в черное трико, художница устраивает перформансы прямо на городских улицах. Ее костюмы, скрывающие все тело за исключением глаз, с одной стороны, отсылают к традиционным одеждам мусульманских женщин, с другой — вступают с ними в конфликт. Пряча тело, костюм высвобождает скрытый в нем художественный язык. Тело, табуированное мусульманской культурой, начинает транслировать смыслы. Например, для перформанса "Автобиография" Абдулазиз покрыла себя зелеными числами, как из "Матрицы", — значимыми датами из своей жизни. 

Кино

Нури Бильге Джейлан

filmz.ru_b_189048.jpg

Уроженец Стамбула Нури Бильге Джейлан — один из немногих современных турецких режиссеров, получивших международное признание. Эстетику его картин сравнивают с изобразительной манерой Ингмара Бергмана и Микеланджело Антониони. Многие фильмы Джейлана автобиографичны — в кадре нередко появляется сам режиссер или его близкие. В копилке турка — многочисленные награды Каннского кинофестиваля, в том числе "Золотая пальмовая ветвь" в 2014 году за ленту "Зимняя спячка".

x538.jpg

Что посмотреть:

— "Отчуждение", 2002
— "Три обезьяны", 2008
— "Зимняя спячка", 2013

Надин Лабаки

Nadine Labaki.jpg

Надин Лабаки — многообещающий режиссер из Ливана. Премьера первой картины Лабаки "Карамель" состоялась в рамках Каннского кинофестиваля и была тепло воспринята как публикой, так и зрителями. Помимо режиссерской карьеры Надин поднаторела на стезе клипмейкерства и рекламы (один из ее заказчиков — жаждоутоляющий гигант Coca-Cola).

133398671169_1660.jpg

Что посмотреть:

— "Карамель", 2007
— "И куда мы теперь?", 2011

Литература

Нагиб Махфуз

la-jc-nobel-prize-in-literature-winners-photos-024.jpg

Египтянин Нагиб Махфуз — единственный обладатель литературного Нобеля, писавший на арабском языке. Писатель родился в Каире в 1911 году. Район аль-Джамалийя, в котором Махфуз провел свое детство и юность, не раз появится на страницах его хрестоматийных произведений. Начинал писатель с исторической прозы в традициях романтизма, затем обратился к натурализму и модернизму. На последнем этапе творчества Махфуз развивает жанр так называемого эпизодического романа. Нобелевскую премию египтянину присудили в 1988 году "за реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества". Нагиб Махфуз ушел из жизни в августе 2006 года.

Что почитать:

— "Каирская трилогия" ("Между двумя дворцами", "Дворец мечты", "Сахарный дом"), 1956-57
— "Осенние перепела", 1964
— Сборник "Седьмое небо", 2005

Орхан Памук

Orhan-Pamuk.jpg

Орхан Памук — знаменитый турецкий писатель, обладатель Нобелевской премии по литературе. Одним из главных мотивов его произведений становится конфликт культур: традиционной и современной, восточной и западной, исламской и христианской.  Разворачивается он как в масштабах общества, так и внутри отдельных людей. Действие почти всех романов Памука происходит в Стамбуле, но всякий раз локальное писатель умудряется превратить в универсальное. Собственно, и Нобеля ему присудили со следующей формулировкой: "писателю, который в поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы столкновения и переплетения культур". Памук также известен не самой популярной в турецком обществе гражданской позицией: он признает геноцид армян со стороны турок.

Что почитать:

— "Белая крепость", 1985
— "Меня зовут Красный", 1998
— "Снег", 2002
— "Музей невинности", 2008