Художник недели: Вим Дельвуа
Культура

Художник недели: Вим Дельвуа

Краткий гид по творчеству эпатажного бельгийца.

Художник Вим Дельвуа неплохо знаком московской публике - в прошлом году в Пушкинском музее проходила масштабная персональная выставка бельгийца. А в прошлую пятницу в Галерее Гари Татинцяна открылась Mutated Reality, собравшая работы современных арт-знаменитостей, среди которых затесался и Вим Дельвуа. Мы решили присмотреться к замысловатому творчеству одного из самых интересных современных художников.

Будущий нео-концептуалист родился в 1965 году в бельгийском городе Вервик. С детства Вим любил рисовать, поэтому выбор альма-матер не был для него слишком сложным: в 1983 Дельвуа поступает в Королевскую Академию Изящных Искусств в Генте. Уже в ранних работах - серии раскрашенных ковров - рождается желание трансформировать, перевернуть с ног на голову, казалось бы, раз и навсегда устоявшиеся реалии. Впервые расписные ковры Дельвуа показал в 1986 году на выставке Chambre d'Ami.

В 1990 году Дельвуа, уже добившийся широкого признания, принимает участие в Венецианской биеннале, а в 1992 делает шокирующий проект для Documenta в Касселе - бельгиец украшает каменный пол выставочного зала узором из экскрементов.


3c82f139-51cd-3aa5-a687-176c352ace89_2493.jpg
"Мозаика", 1992
cloaca-delvoye.jpg
"Клоака", 2000

Физиологические мотивы Дельвуа эксплуатирует довольно часто. Наиболее показательной в этом смысле стала одна из его самых знаменитых инсталляций - "Клоака" 2000 года выпуска. Художник создал 12-метровую машину из 6 прозрачных колб, имитирующую пищеварительную систему человека. Несколько раз в день агрегат потчуют изысканными блюдами, а тот их усердно переваривает и превращает в подобие того, во что так неприятно наступать. Импровизированный логотип машины составлен из символов двух индустриальных гигантов: Coca-Cola и Ford. Современное искусство - большой любитель покритиковать общество потребления, но мало кому удавалось сделать это так наглядно, но при этом метафорично. А главное - убедительно, ведь Дельвуа апеллирует к одному из самых сложно контролируемых человеческих ощущений - отвращению.

7398761.jpg

Впрочем, прославили бельгийца не только работы с анатомическим подтекстом. Многие его творения весьма эстетичны. Порой вопреки собственному происхождению. Одна из визитных карточек Дельвуа - выводок живых свиней, чьи пышные розовые телеса покрыты искуссным татуированным рисунком. Первые 4 арт-хряка предстали на суд публики в 1996 году в Антверпене и, что и следовало ожидать, вызвали негодование защитников всего, что рычит, чирикает или хрюкает. Но Дельвуа эко-протест не смутил - несколько лет спустя он открыл целую ферму по разведению татуированных свиней. В конце концов, не гуманнее ли превращать в арт-объект живых обладателей пятачков, чем покрывать стразами и заклепками кожу их убиенных сородичей? Правда, шкуры-"гобелены" погибших жителей фермы в арт-копилке бельгийца тоже присутствуют.

138_20121229125831.jpg

Самые изысканные проекты Вима Дельвуа так или иначе вдохновлены готическим искусством. Верный собственному стилю, художник применяет эстетику готической архитектуры к прозаичным объектам: стрельчатые арки, скелеты витражей и контрфорсы складываются в грузовики, экскаваторы и бетономешалки. 

В арсенале художника есть и другой способ поиграть с готикой - он не прочь подвергнуть мутации один из ее элементов. Так, Дельвуа закручивает распятия в кольцо и покрывает их позолотой, а витражи наполняет не библейскими сценами, а рентгеновскими снимками людей во время полового акта.

Всякий раз арт-объекты Дельвуа сочетают, казалось бы, несовместимые вещи: красоту и отвращение, поэтичность и приземленность, грубоватый юмор и тонкую социальную критику. Этот гротескный контраст завораживает и заставляет одновременно испытывать целый букет противоречивых чувств. 

wpid-wim-delvoye-11815_1.jpg

Love (back).jpg

Wim Delvoye – in Louvre - Contemporary Nomad CN 2.JPG

DSCF1396-e1438709290878.jpg

oinked2.jpg
Арт-ферма, 2003
3bb361ac-a5e9-39e6-b65a-9dc9290f5e76_482.jpg

DELV0056_Twisted Dump Truck_scale model 3.jpg

Westende8.jpg

Delvoye 11_V3_ScaleModel_stainless_0.jpg

tumblr_ndxxi0wT2u1rv33k2o1_1280.jpg
Dump Truck
tumblr_n6y9waQxgb1rlaql2o1_1280.jpg

DELV0063_Dunlop_Geomax_100-90_19_57m_120_3X_08_NoText.jpg

011-wim-delvoye-theredlist.jpg
Twisted Jesus
3c9761b8272f18e40d9ef7aedfe23dec_w960_h2048.jpg
Twisted Jesus
a9a3db60-0456-3371-baae-f6dfaab4ffdf_1510.jpg

a41a7348-aaa4-3cde-820d-772a3988d401_463.jpg

ee784ae7-894a-3704-ad0b-8b7e7672dbab_1514.jpg

703767-maxime-dufour-photographies_5110.jpg
The Kiss