Disney и стереотипы: история дружбы
Культура

Disney и стереотипы: история дружбы

Преходящее и неизменное.

Недавно в США запустили сайт знакомств для великовозрастных любителей мультфильмов Disney. За долгие годы своего существования гигант мировой анимации взрастил не одно поколение "принцев" и "принцесс" по всему миру. TrendSpace решил разобраться, какими стереотипами мы обязаны счастливому детству с Disney.

Мужчины с Марса, женщины с Венеры


Disney-Princess-Screencaps-Princess-Ariel-Prince-Eric-disney-princess-35433875-5000-2813.jpg

Вопрос гендера в диснеевских сказках  уже давно самый "выпуклый" и востребованный. Недаром именно Disney возродил и переосмыслил на современный лад архетипичный образ прекрасной принцессы. И в дополнение к нему — ролевую модель очаровательного мужчины-спасителя. Большинство первых полнометражных мультфильмов компании основаны на классических сказках, поэтому удивляться торжеству традиционных представлений не приходится. Любопытно, какие именно сказки пришлись по душе мультипликаторам середины ХХ века. 

snow-white-and-the-prince-disney-princess-29417949-2560-2089.jpg

Первым полноценным анимационным фильмом Disney в 1937 году становится "Белоснежка и семь гномов". В 1950-м на экраны выходит "Золушка", а в 1958-м — "Спящая красавица". В этих мультфильмах женщина всякий раз представляется жертвой обстоятельств: отравленного яблока, злобной родни или проклятия. Справиться сама с этими злоключениями бедняжка не может. Ей остается лишь дожидаться, пока придет принц со спасительным поцелуем или хрустальной туфелькой. Четкое распределение гендерных ролей во многом обусловило и другие стереотипы.

Красота — залог успеха

Красота в сказочном мире — непременный атрибут добра. Если ты некрасив, значит, с тобой что-то не так. За долгие годы успешного существования Disney выработал целую концепцию того, как надо выглядеть тем или иным героям.

Принцессы

all-the-disney-princesses-play-dungeons-and-dragons-social.jpg

Не секрет, что принцессы из мира Disney нестандартными габаритами не отличались никогда. Что в 50-х, что в 2000-х они стройны, большеглазы и изящны. По этим лекалам скроены даже четвероногие героини Disney — кому нужны подернутые жиром мамы Бэмби и далматинцев. Единственным (и не то чтобы показательным) исключением была Белоснежка в первоначальном варианте 1937 года — приятельницу гномов-золотоискателей хочется потрепать за пухлые щечки. Однако в последующие десятилетия индустрия поработала и над ней — у принцессы появился намек на скулы и сверхтонкая талия.

disney-princess-screencaps-princess-snow-white-disney-princess-32440938-4353-3240.jpg
1937
SnowWhite.jpg
2000-e
Tiana-The-Princess-and-the-Frog-disney-princess-13785296-1280-720.jpg

Диснеевские красавицы 50-х белокуры и голубоглазы — в конце концов, сегрегация в ту эпоху была еще в силе. Стереотип сохранялся вплоть до 90-х годов, когда Disney резко переключился на экзотических красавиц — восточную Жасмин, индианку Покахонтас и азиатку Мулан. Первая темнокожая принцесса появилась лишь в 2009 году — ею стала Тиана из ленты "Принцесса и лягушка". Показательно, что в том же году на пост первой леди США заступила Мишель Обама.

Принцы

Walt-Disney-Screencaps-Prince-Phillip-walt-disney-characters-34435929-5000-1965.jpg

Внешность мужской половины героев Disney тоже строго регламентирована. Настоящий принц должен быть строгим, высоким и подтянутым. Поначалу герои немногим уступали своим подругам по степени миловидности — если нахлобучить на голову принца из "Белоснежки" парик, его и самого можно принять за принцессу. 

tumblr_mlkj7ggKwY1s54l9no1_1280.jpg
1937
Walt-Disney-Screencaps-Captain-Li-Shang-walt-disney-characters-35090811-5000-2967.jpg
1998

С течением времени герой Disney становится все более маскулинным — он взрослеет, крепчает, его мускулы раздаются вширь. Джону Смиту из "Покахонтас" или Ли Шангу из "Мулан" позавидует не один завсегдатай качалки. Образ принца весьма удачно модифицировался параллельно с ростом популярности фитнес-клубов и ЗОЖ.



Толстый — значит злой

f-divine-little-mermaid-quotes-ursula-body-language-disney-theories-little-mermaid-ursula-disneys-the-little-mermaid-ursula-disney-little-mermaid-ursula-in-the-little-mermaid-why-is-ursula.jpg

Если молодость и красота — удел добра, то злу логичным образом достаются менее привлекательные (по мнению мультипликаторов) характеристики. Так, злодеи нередко увесисты или по меньшей мере крупны — взглянем на ведьму Урсулу из "Русалочки" или предводителя гуннов, с которым сражалась Мулан. С другой стороны, хотя мачеха Белоснежки или Малефисента и могут похвастаться размером S, черты их нарочито заострены и агрессивны. 

Еще одна особенность диснеевских злодеев — никто из них не слишком молод и не слишком стар (старость в мультсказках — признак мудрости и благочестия). Все злодеи, скажем так, средних лет. Наконец, самая пикантная статистическая подробность анимационной вселенной — практически во всех картинах Disney орудуют не злодеи, а злодейки. До 90-х годов особого выбора у юных зрительниц не было: либо пой песни и разговаривай с лесными зверюшками, либо вари зелье с вороном на плече.

Зло — это стильно

maleficent.jpg

Признаемся: добрых героев в мультиках так много, что все они как один. И за редким исключением эти милашки очень скучны. Зато классические злодейки почти всегда обладают незаурядным характером, харизмой и забавным чувством юмора. Более того, ведьмы и королевы-мачехи Disney — самые стильные героини, которых видывала мировая мультипликация. Кто в здравом уме захочет расхаживать в цветастых рюшах Белоснежки? А total-black Малефисенты или пятнистые шубки Круэллы Де Виль наверняка пришлись бы по вкусу самым искушенным модницам. А прическа коварной Урсулы, по всей видимости, вдохновила стилистов Мерил Стрип в фильме "Дьявол носит Prada". Так, сами того не желая, мультипликаторы Disney сделали образ cool bitch довольно притягательным.

Финансовый успех — это важно

3389_disney-castles.jpg

Во вселенной Disney у разбитого корыта не остается никто, не считая незадачливых злодеев. Всем остальным помимо счастья в личной жизни обеспечено и стабильное социальное положение. В старых мультфильмах единственный возможный социальный лифт — из бедной (хоть и достойной по морально-нравственным параметрам) хибары и непрезентабельных обносков — в покои замка и великосветский кринолин. Обратное телодвижение возможно лишь для того, чтобы спрятаться от злых сил (Белоснежка скрывается в домике гномов, а принцесса Аврора — в лесной хижине). Но только на время. 

Аллегорией удачного изменения социального статуса во все времена была Золушка. В рядах мужских персонажей ее двойником становится находчивый Алладин. В поздних мультфильмах потребность пробиться в люди приобретает более приземленный мелкобуржуазный формат — герои "Принцессы и лягушки" 2009 года довольствуются собственным ресторанчиком.

90-e — разрыв шаблона

youloveit_ru_disney_princess_mulan31.jpg

Белокожим тощим красавицам, коротающим время в ожидании прекрасного принца, пришлось потесниться лишь в конце ХХ века. Пожалуй, последней классической принцессой в лучших традициях жанра стала Белль из "Красавицы и чудовища" (1992). Но незадолго до нее, в 1989 году, экраны покорила другая хрестоматийная героиня Disney — Русалочка. Рыжеволосая обитательница морских глубин стала первой (относительно антропоморфмной) героиней, способной действовать решительно. Правда, сверхзадача Русалочки мало чем отличается от миссии анимированных предшественниц — завоевать прекрасного принца. Более того, ее история способна довести до зубовного скрежета любую феминистку — героиня променяла способность говорить (читай, право голоса) на обольстительные ножки. Но это скорее вопрос к сказочнику Андерсену, чем к гиганту мультипликации.

Концептуальному пересмотру господствовавшие доселе стереотипы подвергла китайская воительница Мулан, порожденная Disney в 1998 году. Во-первых, уроженка средневекового Китая никак не могла быть европейкой. Во-вторых, эта героиня отказалась подчиняться устоявшейся модели поведения и совершила немыслимое — переоделась мужчиной, отправилась на войну и спасла всю страну. То есть узурпировала все функции, которые раньше были в ведении прекрасных принцев. Правда, суфражисткой Мулан тоже не назвать — в конце концов она встречает любовь и идет под венец.

Все культуры как одна

f87a6c78477cdcfbdf720cca53a49c1e.jpg

Как известно, мир сказок полон условностей. Мир анимированных сказок — подавно. Как мы уже выяснили, многие десятилетия анимация не покидала уютных пределов условного европейского королевства, пока в 90-х не предприняла отчаянной вылазки в другие цивилизации. Но дотошно изучать их уклад мультипликаторы не стали. Что арабский мир в "Алладине", что китайский в "Мулан" обрисованы лишь условно, с помощью образов-символов вроде волшебной лампы, базара, Великой китайской стены и "курносых" углов крыш. Во всем остальном эти заморские цивилизации живут по канонам родного европейского бытия. Восточная незамужняя красавица Жасмин расхаживает в откровенном наряде, а ее отец — вдовствующий султан без гарема!

Зло будет наказано

Snow-white-disneyscreencaps.com-504.jpg

Что ж, это самый приятный и очаровательный в своей неизменности стереотип, столетиями бытовавший в сказочном мире задолго до рождения мультипликации. Насколько он способен подготовить ребенка к не самым жизнерадостным реалиям жизни по эту сторону экрана — еще вопрос. Но верить в добро (даже безосновательно) нам все же необходимо. Поэтому пусть злая королева и Малефисента и дальше кусают локти в своих стильных прикидах — скучноватые милашки тоже хотят побеждать.


Теги: культура