Художник недели: Христо
Культура

Художник недели: Христо

Краткий гид по творчеству виртуозного "упаковщика".

80-летнему американскому художнику болгарского происхождения Христо (Христо Явашеву) принадлежит один из самых узнаваемых стилей в искусстве второй половины ХХ века. Он упаковывал. Все - от пишущей машинки до огромных сооружений вроде немецкого Рейхстага или парижского Нового моста. Большинство проектов Христо создавал вместе со свой супругой Жанной-Клод. Но до их встречи болгарину пришлось пройти живописный в своей событийности путь.


CHRISTOJEANNECLAUDE5.jpg
Христо и Жанна-Клод

171691_900.jpg
Христо и Жанна-Клод



В начале 50-х Христо получает образование в Софийской академии художеств. Рассчитывать на прогрессивные взгляды на искусство и методы преподавания в этой институции едва ли приходилось - Болгария в те годы была одной из самых образцово-показательных стран на части матерого сталинизма. Что, по всей видимости, и заставило Христо совершить замысловатый иммигрантский марш-бросок - вскоре после окончания академии он отправляется в Прагу, а оттуда вместе с другими энтузиастами нелегально пересекает австрийскую границу в вагоне товарняка с медикаментами. Затем Христо отправляется в Париж, где создает свои первые знаковые работы.

Подобно художникам прошлых поколений, болгарин начинает работать с редимейдами, но на принципиально новый лад. В конце 50-х - 60-х годах "найденные объекты" переживают своеобразную инфляцию жанра - уже недостаточно просто выставить консервную банку, чтобы превратить ее в арт-объект. Христо решает упаковывать редимейды. В каждом предмете художник видит некий эстетический потенциал, скрытую форму, обрести которую и помогает упаковка. Консервная банка превращается из прозаичной тары в скульптуру, ее силуэт обретает перетяжки и складки античного пошиба.

L2011.28##S.jpg



В Париже Христо и познакомился с марроканкой Жанной-Клод, когда ему заказали написать портрет ее матери. Случилось это в 1958-м, а в 1961 пара создает свой первый совместный проект - упаковывают баки в порту города Кельн. В 1962 появляется их первая монументальная работа под названием "Железный занавес" - арт-протест против возведения Берлинской стены. В 1964 Христо и Жанна-Клод переезжают в Нью-Йорк - с этого момента их творческая карьера начинает набирать обороты. 

В разные годы Христо подвергал упаковке самые разные объекты - под раздачу попали автомобили, мебель, даже живые люди (первую женщину художник упаковал в 1961 году). Еще в 60-х чета планировала упаковать живые деревья, по осуществить проект удалось лишь десятилетием позже - в одном из швейцарских парков появилась причудливая аллея с похожими на минералы древесными кронами - сквозь полупрозрачный целлофан эффектно просвечивали жилки голых ветвей.

2926766_orig.jpg



От заворачивания скромных по размерам предметов до упаковки целых зданий - всего один шаг. Концептуальных отличий между этими процессами нет, единственная проблема - масштабы и финансирование. Для реализации масштабных проектов супруги стали продавать свои эскизы и графику, ведь сами упакованные здания по понятным причинам "толкнуть" было нельзя. Первыми на смелых эксперимент пошли музеи современного искусства. Дальше больше: в 1969-м Христо упаковывает часть австралийского побережья, а в 1983 - 11 островов в заливе Майами (в этом проекте он отходит от традиционной бесцветной упаковки - острова "растекаются" по водной глади кислотно-розовыми пятнами). В 1984-м приходит очередь Нового моста в Париже, а в 1995-м Христо добирается до берлинского Рейхстага. Наконец, в 2013-м художник решает упаковать воздух - с помощью исполинского воздушного шара под названием Big Air Package, в пространство которого впускали публику.

Несколько проектов Христо и Жанны-Клод обходились без упаковки - в 1970 над шоссе в районе Скалистых год они натянули огромный оранжевый парус-занавес, а в 1991-м усеяли пейзажи Японии и Калифорнии десятками цветных пляжных зонтиков. С чем бы не работали Христо с супругой, будь то банка, здание, остров или целый пейзаж, всякий раз им удается извлечь из обыденного скрытую красоту, некую "непривычность", увидев которую, думаешь: "А ведь так оно и должно быть". 

Christo-04.jpg
Рейхстаг

09.jpg
Рейхстаг

1325047651-christo.jpg
Surrounded Miami Islands

christo-and-jeanne-claude-w.jpg
Wrapped Coast

1330696794_arte_y_arquitectura_christo_y_jeanne_claude_1325047803_thegates.jpg
The Gates from The Met

c500c90838f9cb3d351754b15c9e8677.jpg
The Gates from The Met

aa0cb0540844ccf0c381f38a2c119919.jpeg
Running Fence

e0e6cc5591bf2c9a1956ab13643dbc2e.jpg
Новый мост в Париже

AE_s-t-foto-libreria-galler_M_Piersanti_Christo-The-Wall-wropped-roman-wall-Roma1.jpg

Christo-02.jpg
Umbrellas

Christo-Umbrellas_Japan.jpg
Umbrellas

Christo Wrapped Roman Wall.jpg

christo.jpg

150709-editorial.jpg
Packed Trees

Agoncillo_-_Würth_Rioja,_Museo_30_-_Christo.JPG
Würth Rioja 

Schermata-2013-03-21-alle-15.43.35.png
Big Air Package

Germany+Christo+Big+Air+PacB.jpg
Big Air Package

christo_mcad_001_e.jpg
Baloons

bek-1479-(mk)_large.jpg
Package

794NO9138_7C5X6.jpg
Package

christo__the_mastaba_of_abu_dhabi...-218-1.jpg
Проект для Абу-Даби