Кошмар перед Рождеством: Иисус Христос в современном искусстве
Культура

Кошмар перед Рождеством: Иисус Христос в современном искусстве

Не все так страшно.

My Blood, Александр Косолапов

423__x_2001_kos740_this_is_my_body.png

В 2003 году в Центре Сахарова состоялась нашумевшая выставка "Осторожно, религия", ставшая одной из самых известных арт-жертв так называемых православных активистов. Одна из самых ярких работ принадлежит Александру Косолапову - работая в эстетике поп-арта и его отечественного собрата соц-арта, художник инкорпорировал образ Христа в рекламу Coca-Cola и McDonalds, сопроводив изображения надписями: "Это кровь моя" и "Это плоть моя". Вопреки догадкам воцерковленной общественности, Косолапов пытался дискредитировать вовсе не образ Иисуса, а нашу современность и так называемую трэш-культуру, в которой любое высказывание подвергается мгновенной инфляции - будь то рекламный слоган или Нагорная проповедь.

"Пересекающиеся распятия", Вим Дельвуа

c95a4d08046827b26cf105440c5fa3c4.jpg

Эпатажный бельгиец известен своими смелыми экспериментами с готической эстетикой: из стрельчатых арок и контрафорсов он создает целые грузовики и бульдозеры. Художник не обошел вниманием и распятие, один из главных образов, бытовавших в средневековой культуре. В разных работах Дельвуа закручивает позолоченные распятия в синусоиду, спираль ДНК, ленту Мёбиуса. Художник вовсе не издевается над священным и сакральным - напротив, подобные деформации должны помочь нам глубже прочувствовать страдания Христа. В каком-то смысле бельгиец продолжает готическую традицию - некогда готика с той же целью наделила распятого Иисуса жилистой фигурой с просвечивающими ребрами, а его положение на кресте стало походить на изгибы латинской буквы S.

Christian Popsicles, Себастьян Эрразурис


79a452df6a878ab332e72c75dc763ab6.jpg

В 2012 году во время New York Design Week дизайнер чилийского происхождения Себастьян Эрразурис представил курьезный проект, вызвавший негодование Католической Лиги. Использовав церковное вино, он произвел алое мороженое на палочке - одновременно и арт-объект, и десерт к фуршету. Рассасывая и покусывая кисловатый лед церковного происхождения, публика обнаруживала внутри сладости небольшие красные распятия, собственно, и служившие палочкой эскимо. И вновь объектом критики стал вовсе не сам Христос, а нездоровый религиозный фанатизм, который в глазах художника ничуть не лучше обжорства и оголтелого консьюмеризма.

"Бездомный Иисус", Тимоти Шмальц

LH_STS_04_BRONZE.jpg

"Бездомный Иисус" канадского скульптора Тимоти Шмальца - один из редких примеров произведений совриска с религиозным подтекстом, получивших официальное одобрение Ватикана. Канадец создал серию одинаковых скульптур: Христос спит на городской скамейке, завернувшись в невнятные драпированные одежды. Иисус без определенного места жительства совершил путешествие по ряду канадских, американских и ирландских городов. По словам самого художника, он намеревался "перевести проповеди на визуальный язык". Несмотря на относительную доступность замысла и официальное благословение церкви, все же нашлись персонажи, посчитавшие скульптуру оскорбительной.

Piss Christ, Андрес Серрано


o-PISSCHRIST-facebook.jpg

Пожалуй, творение художника Андреса Серрано 1987 года не имеет равных по части нападок и приступов праведного гнева со стороны верующих. Еще бы - американец сфотографировал распятие, погруженное в банку с собственной мочой. Словесным нападкам фото подвергалось с 1989 года, а в 2011 наконец стало жертвой "физической расправы" - его повредили на выставке во французском Авиньоне. Серрано не подразумевал особенной социальной антиклерикальной критики, ему была интересна эстетическая сторона вопроса, работа с нетривиальным материалом - если не знать, что пластиковое распятие покоится в моче, золотистую фактуру, живописно преломляющую свет, вполне можно было бы принять за янтарь.