Художник недели: Чарльз Рэй
Культура

Художник недели: Чарльз Рэй

Краткий гид по творчеству американца.

Творчество Чарльза Рэя (не путать с почти одноименным музыкантом!) с трудом поддается классификации. Не вдаваясь в подробности, американца можно смело назвать скульптором. Но творения его очень не похожи друг на друга. Некоторые скульптуры Рэя при первом рассмотрении можно спутать с работами Рона Мьюэка (хотя до гиперреалистичной педантичности последнего американец не дотягивает), его Ink Box - отличный образчик минимализма, а другие проекты и вовсе задействуют живых людей.

Родился загадочный экспериментатор в Чикаго в 1953 году. Художественное образование он получил в Школе искусств и истории искусства в Айове, а также Ратгерском университете. Заниматься искусством он начинает уже в начале 70-х, на первых порах экспериментируя с разными жанрами и техниками. Одна из самых известных ранних работ Рэя Plank Piece (1973) представляет из себя две фотографии: художник прижал себя к стене длинной доской. В этой помеси фотоискусства и акционизма при желании можно разглядеть "скульптурность" - позы Рэя весьма живописны. В работе "Shelf" (1981) художник превращает часть тела в имитацию неживого объекта - отделенная полкой и окрашенная в серый цвет голова встает в один ряд с горшком и ящиком для инструментов, превращаясь в часть своеобразного натюрморта.


ray.jpg
Чарльз Рэй
20120802_Plank_Piece_1973.jpg
Plank Piece
20120802_Ray_Plankpiece_2.jpg
Plank Piece

В конце 80-х американец работает над серией минималистских скульптур: наполняя разнообразные геометрические формы чернилами, Рэй создает иллюзию цельности и массивности, которыми на самом деле объекты не обладают. 

dscn4591-1024x768.jpg
Bot with Frog

Талант скульптора особенно виртуозно проявляется в его фигуративных работах. Одни из них отсылают к античной традиции - американец создает выбеленные изображения обнаженных людей, зачастую впечатляющих размеров. Его "Мальчик с лягушкой", установленный в Венеции, а затем демонтированный по распоряжению местных властей, может похвастаться ростом в 2,5 метра, а "Гек и Джим" (изображение обнаженных героев Марка Твена) достигают почти 3 метров. Некоторые скульптуры Рэя отливают цветом металлик - при вполне классических пропорциях они чем-то напоминают "глянцевые" творения Джеффа Кунса. Такова, например, "Спящая женщина" - изображение бездомной, однажды увиденной Рэем на бульваре Уильшир в Лос-Анджелесе.

23GALLERIES2-superJumbo.jpg
Sleeping Woman

Ряд скульптур Рэя демонстрируют куда более современный - и откровенный - подход к эстетизации человеческого тела. Издалека его героев можно принять за настоящих людей, поэтому нагота, не вполне невинная в монохромной раскраске, вдруг превращается в вызов.

maxresdefault.jpg
Baled Truck

Рэй изображает не только людей - порой его "героями" становятся автомобили, тракторы и прочая техника, почти всегда искореженная. Деформация лишает рукотворные объекты утилитарности, но дарит им новую форму - бесполезность становится залогом эстетической ценности.

CR-13833v7.jpg
Shelf
CHRA-0001.jpg

23.jpg

Untitled-20.jpeg


13-Ray-C_OhCharley.jpg
Oh! Charley, Charley, Charley

cms-image-004568222.jpg

charles-ray-matthew-marks-sleeping-woman-shoe-tie-young-man-2.jpg
Скульптуры

2009-Boy_78.jpg
Boy with Frog

NM_NYC1993_Benoit-Pailley_5120.jpg
Family Romance

charles_ray1.jpg

ray-mime-1650.jpg

Horse and Rider Web.jpg
Horse and Rider

1890.jpg
Father Figure

Ray_8-v8.jpg

3938_0.jpg


charles-ray-fall-91-1992.jpg
Fall

0ded2d768bd81005cc39a7f30098d425.jpg
Huck and Jim

img-charles-ray-8_140439889946.jpg
Fall