Блиц-опрос: художник Виктор Алимпиев
Культура

Блиц-опрос: художник Виктор Алимпиев

О выставке в ММОМА, Андрее Тарковском и видеоарте.

В ММОМА проходит ваша выставка в рамках проекта "Зеркала", посвященного Фестивалю Тарковского. Расскажите об этом проекте и первом знакомстве с творчеством Тарковского?

На выставке в ММОМА 8 работ, которые были показаны на фестивале "Зеркало" этим летом куратором Антонио Джеузой. В 1985 или 1986 году мы с другом услышали о Тарковском от нашего советскоинтеллигентсткого приятеля: "У нас два нормальных режиссера - один сидит, другой эмигрировал". Нашли по афише "Сталкер" и отправились в кинотеатр "Кунцево". В общем, было впечатление, что заглянули в рай.


1234566.jpg
Виктор Алимпиев, "Мое оправдание", 2008

Вы известны прежде всего как автор видеоработ. Чем вас привлекло именно это направление?

Вряд ли художники так уж и выбирают направления. Скорее направления выбирают нас: зашел ненадолго - и остался. Помню, меня завораживало, что произведения могут менять жанр, как люди - имя или пол: перформанс объявляется стихотворением, фильм - произведением изобразительного искусства. Движущееся изображение, имеющее статус чего-то неподвижного вроде картины или скульптуры - это было волнующей тайной.

ODE-06.jpg
Виктор Алимпиев, "Ода", 2001

На заре видеоарта большую роль играли всевозможные технические эксперименты. Так ли это сейчас?

Технические эксперименты, в чистом виде, были важны, когда видеоарт был этаким "сошедшим с ума телевидением", полемизировал с этим средством массовой информации (кстати, сошедшим с ума кино видеоарт не был). Сейчас технические эксперименты выполняют техническую функцию, как им и положено обычно.

Насколько вообще важна техника для современного художника? 

Техника (не технические эксперименты) - основа и двигатель (живопись - это техника живописи и так далее). Технику нужно выдумать, и, соответственно, экспериментировать.

6847684546.jpg
Виктор Алимпиев, There's Nothing Behind You, 2013

Вас очень часто выставляют за границей, а ваши работы входят в собрания Tate Modern и Центра Помпиду. Чем вы для себя объясняете такой международный успех?
 
Им просто понравились работы.

Кризис никак не прекращается – все чаще говорят, что страдает и российский арт-рынок. Вы это ощущаете?

Пока нет.

Кто из современных российских художников вам нравится? За чьей карьерой следите?

Мне нравятся несколько российских художников старшего поколения, среди тех, кто младше меня также есть те, кто меня вдохновляет. И среди ровесников есть.

В прошедшем 2015-м все говорили о политике – санкции, Украина, ИГИЛ, Турция… Вам как художнику и просто жителю России интересны эти процессы?

Происходящие сейчас политические процессы, с известной долей вероятности, могут привести мир к консервативному повороту, традиционализму, "духовности" (привет Тарковскому). "Быть безусловно современным" перестанет быть безусловно ценным. Вот тогда мало не покажется.