Художник недели: Фрида Кало
Культура

Художник недели: Фрида Кало

Краткий гид по творчеству мексиканки.

В петербургском Музее Фаберже уже 3 февраля откроется первая крупная выставка Фриды Кало в России - на берег Фонтанки пожалуют 34 полотна мексиканки. Тем временем в Эрмитаже вот уже несколько месяцев выставляют одну-единственную работу Фриды - "Автопортрет с обезьянками" 1945 года. TrendSpace решил вспомнить творчество и жизненный путь одной из самых загадочных художниц ХХ века.

Kahlo.jpg
Фрида Кало

Ранние годы

Фрида Кало родилась в Мехико 6 июля 1907 года в семье немца еврейского происхождения Гильермо Кало и мексиканки с индейскими корнями Матильды Кальдерон. В 15 лет девушка поступила в престижную Подготовительную школу, где отличалась эпатажным поведением, лидерским складом характера и любовью к спорту. 

С юных лет Фриду преследовали невзгоды. Еще в 6-летнем возрасте она переболела полеомиелитом, из-за чего правая нога развилась хуже, чем левая - с тех пор мексиканку не покидала хромота. Физический дефект отчасти объясняет любовь Фриды к длинным, как бы сейчас сказали, этническим мексиканским юбкам. 

Guillermo_Kahlo_-_Frida_Kahlo,_June_15,_1919_-_Google_Art_Project.jpg
Фрида Кало в 12 лет

В 17 лет (1925 год) Фрида попадает в серьезную аварию - автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Из-за многочисленных травм (был сломан позвоночник, переломаны ребра, ключицы, таз, кости ног) Фрида целый год была прикована к постели, а в последствии перенесла более 30-и серьезных операций. Проблемы со здоровьем закалили характер Кало, повлияли на ее восприятие жизни и собственного "Я" и, естественно, стали частыми гостями полотен. 

my-grandparents-my-parents-and-me-1936.jpg!Large.jpg
Мои дедушки, бабушки, мои родители и я", 1936

В картине 1944 года "Сломанная колонна" Фрида предстает перед нами в медицинском бондаже с раздробленной классической колонной вместо позвоночника, а многочисленные гвозди, торчащие из ее тела, вызывают в памяти хрестоматийные страдания Святого Себастьяна, пронзенного стрелами. После очередной неудачной операции, не сумевшей избавить Фриду от постоянной боли, художница изобразила себя в виде испещренного стрелами олененка на картине 1946 года "Я бедный маленький олененок".

В одной из работ (1943 год) художница изобразит и саму аварию Сюжет, удивительно напоминающий эпизод из ее биографии, Кало увидела на одном из ретабло (латиноамериканские иллюстрации о помощи святых в сложной ситуации; изначально - жанр испанской религиозной живописи), оставалось только добавить характерные брови и надпись (текст - частый атрибут полотен Кало): "Гильермо Кало и Матильдо К. де Кало благодарят Пресвятую Деву за спасение дочери Фриды в аварии 1925 года..." 

kahlo-la-columna-rota-1944.jpg
"Сломанная колонна", 1944
Cervo-ferito-Cerbiatto-Frida-Kahlo.jpg
"Я бедный маленький олененок", 1946
kahol08.jpg
Ретабло, 1943

В начале 1925 года, незадолго до аварии, Фрида поступает ученицей в мастерскую приятеля Гильермо Кало Фернандо Домингеса, который распознал в подростке способности к изобразительному искусству и стал учить ее рисовать. Дарование художницы в полной мере раскрылось во время вынужденного постельного режима. В 1926-м Фрида написала свой первый автопортрет маслом, в котором намечается ее будущий фирменный стиль и главный мотив - рефлексия событий из жизни и своих внутренних переживаний. 

Во второй половине 20-х годов Фрида создает несколько в будущем хрестоматийных работ: портрет сестры Кристины  и "Автопортрет в бархатном платье" в 1926-м, "Автобус" (напоминание о трагедии) в 1929. В автопортрете того же года под названием "Время летит" проявляется любовь Кало к символам: за заднем плане виднеются будильник и самолет.

self-portrait-in-a-velvet-dress-1926.jpg
"Автопортрет в бархатном платье", 1926
16dbdc145e5d75100b73a53dd49248a6.gif
"Портрет Кристины, моей сестры", 1926
the-bus-1929-by-frida-kahlo.jpg
"Автобус", 1929
CFL6guqWEAADD-g.jpg
"Время летит", 1929

Фрида и Диего

С будущим мужем, знаменитым художником-монументалистом Диего Риверой, Фрида впервые встретилась еще подростком, когда тот работал над фреской для здания школы. Их знакомство возобновилось в 1928-м, когда, оправившись от травм, Кало вступает в Мексиканскую коммунистическую партию. Уже в 1929 году Диего и Фрида празднуют свадьбу. Их сложные отношения и в особенности разрыв послужили сюжетом для многих выдающихся работ Фриды. 

diegoyfrida_jpg_1358257409.jpg
Фриду Кало и Диего Ривера прозвали "Слон и голубка"

Одна из самых известных "семейных" работ Кало "Фрида и Диего Ривера" изображает их свадьбу. Боль, вызванную одной из измен мужа, Фрида выражает в картине 1935 года: окровавленная обнаженная Фрида беззащитно лежит на кровати, рядом стоит исполненный невозмутимости Диего, а над ними висит надпись: "Всего-то несколько царапин". После развода с Риверой в 1939 году Фрида пишет картину "Две Фриды", изображающую болезненный разрыв между разными сторонами ее личности: Фриды-европейки, каковой она была в юности, и Фриды-мексиканки, какой ее в значительной степени сформировал союз с Диего. 

Frida Kahlo, 1930s-40s (10).jpg
Фрида Кало за работой

В 1940-м, всего через год после развода, Диего и Фрида вновь сходятся вместе. С этих пор связь с мужем художница изображает как нечто неизбежное и, вопреки здравому смыслу, желанное. В "Автопортрете в теуанском наряде" (или "Думая о Диего") 1943 года Кало изображает себя с небольшим портретом мужа на лбу, недвусмысленно намекая на непрестанные мысли о нем. Более того, вплетенные в прическу листья походят на паутину, в которую художница метафорически заманивает супруга.

fridaart-15.gif
"Фрида и Диего Ривера", 1931
a-few-small-nips-passionately-in-love.jpg
"Всего-то несколько царапин", 1935
Las-dos-fridas-1024x1017.jpg
"Две Фриды", 1939
tumblr_n768k9AEZF1rtynt1o4_1280.jpg
"Автопортрет в теуанском наряде", 1943

Фрида и Нью-Йорк

В 1931-34 год Ривера и Кало провели в США - Диего выполняет здесь несколько крупных заказов. А Фрида, в свою очередь, переживает первое столкновение с другой культурой и, естественно, сравнивает индустриальную Америку с Мексикой. Выбор Мексиканка делает в пользу последней. 

На картине "Тут висит мое платье" 1933 года художница изображает сумбур нью-йоркского мироустройства: нагромождение разномастных построек, толпы людей, переполненное мусорное ведро, пожар, унитаз, венчающий классическую колонну. На этом пугающем гротескном фоне цветастое мексиканское платьице выглядит так же одиноко, как, должно быть, ощущала себя сама художница. 

В "Автопортрете на границе между Мексикой и США" 1932 года Америка предстает пугающим рукотворным монстром из небоскребов и заводских труб, над которыми вместо небесных светил парит звездно-полосатый флаг, а вместо облаков - клубы дыма. А Мексику Фрида изображает землей древних культур, традиций и природных стихий: вместо современного города здесь полуразрушенный ацтекский храм, а вместо проводов - корни растений. 

tumblr_npekpzepx41s5f3z1o1_1280.gif
"Тут висит мое платье", 1933
self-portrait-along-the-boarder-line-between-mexico-and-the-united-states.jpg
"Автопортрет на границе между Мексикой и США", 1932

Фрида и Мексика

Творчество Фриды с трудом можно приписать к определенному течению. В нем угадываются и элементы сюрреализма (скорее в духе Де Кирико, чем Сальвадора Дали), и приметы наивного искусства. На деле стиль художницы - прочный сплав склонной к фрейдистскому самоанализу современности, традиционной испанской живописи XIV-XVII веков и элементов архаичной индейской культуры. 

Прибегая к разнообразным, повторяющимся из полотна в полотно символам, Кало не перестает декларировать прочную связь с корнями. Помимо мексиканских нарядов художницы, на картинах появляются экзотические цветы и птицы (обычно попугаи). Отдельным героем становится обезьянка - в Европе образ обезьянки прочно ассоциируется с экзотикой и плутовством, а для Фриды зверек становится верным другом и спутником.

Некоторые картины особенно насыщены архаичными мифологическими элементами мексиканской культуры. На полотне "Любовные объятия вселенной" 1949 года, воплощающем материнские чувства, которые Фрида испытывала к мужу, пара окружена изображениями дня и ночи, солнца и луны, а также древних божеств: богини земли Чихуакоатль и существа по имени Ксолотль, охраняющего вход в потусторонний мир.

frida11.gif
"Автопортрет с терновым ожерельем", 1940
749d35831f9a69873be6458d8c604dde.jpg
"Автопортрет с обезьянкой", 1938
fria kahlo_Yo-y-mis-pericos-1941.jpg
"Я и мои попугаи", 1941
5-The-Love-Embrace-of-the-Universe-the-Earth-Mexico-Myself-Diego-and-Senor-Xolotl-feminism-Frida-Kahlo.jpg
"Любовные объятия вселенной", 1949

Фрида и нерожденный ребенок

В результате аварии 1925 года были повреждены детородные органы Фриды Кало, из-за чего все беременности художницы заканчивались выкидышем. Неспособность стать матерью художница переживала очень болезненно. Эта трагедия стала сюжетом самых печальных ее работ.

На картине 1932 года "Госпиталь Генри Форда" Фрида изображает саму себя после очередной неудачной беременности: художница парит на больничной койке, а из ее нутра расходятся ниточки-артерии к символам ее горя: нерожденному эмбриону, поврежденным в результате автокатастрофы матке и тазу и т.д.

Отсутствие ребенка Фрида пыталась компенсировать коллекционирование кукол. Однако хобби не принесло ей очевидного облегчения. На полотне 1937 года художница изобразила саму себя с одной из кукол. Нарочитая холодность, дистанцированность и сигарета в руке дают понять, что малыш на полотне не настоящий. Вместо материнской любви Фрида излучает печальное равнодушие.

henry-ford-hospital-the-flying-bed-1932.jpg!Large.jpg
"Госпиталь Генри Форда", 1932
tumblr_n768k9AEZF1rtynt1o10_1280.jpg
"Я и моя кукла", 1937

Фрида и марксизм

Фрида Кало и Диего Ривера были убежденными коммунистами и сторонниками революции. В коммунистическую партию художница вступила в 22 года. В 1940-м в доме Кало укрывался Лев Троцкий, с которым у Фриды завязался роман. В один прекрасный день художница даже сменила дату рождения с 1907 на 1910 - не из женского кокетства, а потому что в этом году произошла Мексиканская революция. Не удивительно, что на некоторых полотна[ художницы присутствую идеологические символы. В 1954 году, на волне послевоенного роста популярности сталинизма, с опозданием докатившегося до Нового Света, Кало изображает себя рядом с потретом Иосифа Сталина. А на полотне того же года "Марксизм даст здоровье больным" идеология и вовсе приобретает мифологические сверхспособности.

self-portrait-with-stalin.jpg
"Автопортрет со Сталиным", 1954

marxism-will-give-health-to-the-sickX-1954.jpg
"Марксизм даст здоровье больным", 1954

Международный успех

На исходе 30-х годов с творчеством Фриды Кало уже знакомы звезды первой величины по ту сторону Атлантики - в 1938 году идеолог сюрреализма Анри Бретон объявляет мексиканку сюрреалисткой. Годом позже Фрида отправляется в Париж, где открывается ее песональная выставка. Во французской столице Фрида знакомится с Сальвадором Дали и Пабло Пикассо, а также позирует для обложки французского Vogue.

Frida-vogue-1937-TEST.jpg
Фрида Кало для обложки Vogue France

На протяжении 40-х годов работы Фриды участвуют в выставках престижных музеев, в том числе в нью-йоркском МоМА, Художественном музее Филадельфии.

В 1953 году состоялась первая персональная выставка Фриды Кало на родине. К тому времени здоровье художницы значительно ухудшилось - ей приходилось вести лежачий образ жизни. На открытие выставки Кало принесли прямо на кровати. Всего через год Фрида Кало ушла из жизни. А в 1955 году ее семейное гнездо, "Синий дом" (La Casa Azul) приобрел официальный статус Музея Фриды Кало. 

2013-12-22_Grabmal_Frida_Kahlo_Museum_Mexico_City_anagoria.JPG
La Casa Azul - Музей Фриды Кало

FridaKahloPaintingInBed.jpg
Фрида Кало за работой в постели, 1950-е
3b8323adbf0d66765c9534a522f9abc2.jpeg
"Автопортрет с обезьянкой", 1943
four-inhabitants-of-mexico-1938.jpg!Large.jpg
"Четыре обитателя Мексики", 1938

my-nurse-and-i-1937.jpg!Large.jpg
"Моя кормилица и я", 1937
Self-Portrait-with-Cropped-Hair-by-Frida-Kahlo-1940.jpg
"Автопортрет с отрезанными волосами", 1940

the-suicide-of-dorothy-hale-1938.jpg
"Самоубийство Дороти Хейл", 1938
tumblr_mj63ng8H0r1ruyjxuo1_1280.jpg
"Что я увидела в воде", 1938
the-dream-the-bed-1940.jpg
"Сон", 1940