Интервью с того света: Казимир Малевич
Культура

Интервью с того света: Казимир Малевич

Воображаемая беседа со знаменитым художником.

TrendSpace продолжает вести потусторонние беседы с великими. На этой неделе нашим героем стал известный художник Казимир Малевич, поведавший нам о секретах искусства, бессмертии президента РФ и посещении зоопарка.

kvadrat2.jpg

Вы – один из редких российских художников, которые внесли весомый вклад в мировую культуру. Вопрос в лоб: в чем ваше главное достижение?

Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием.

Чем вам так не угодило фигуративное искусство – безобидные пейзажики, натюрморты?

Воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы, все равно что восторгаться вору на свои закованные ноги. И между искусством творить и искусством повторить — большая разница.

Что же значит для вас «творчество»?

Творить значит жить, вечно создавать новое и новое.

То есть, новое априори лучше старого?

Все искусства есть старые кофты, которые сменяются так же, как и ваши шелковые юбки. И, бросив их, приобретаете новые. Почему вы не надеваете костюмы ваших бабушек, когда вы млеете перед картинами их напудренных изображений. Это все подтверждает, что тело ваше живет в современном времени, а душа одета в бабушкин старый лифчик. Вот почему приятны вам Сомовы, Кустодиевы и разные старьевщики.

Какие знаменитые на весь мир произведения искусства вы бы сбросили «с парохода современности» с особенным удовольствием?

Венера Милосская — наглядный образец упадка — это не реальная женщина, а пародия. Давид Микеланджело — уродливость: его голова и торс как бы слеплены из двух противоположных форм. Фантастическая голова и реальный торс.

И все-таки кто из предшественников вызывает в вас уважение?

Для последних движений живописного искусства огромное указание дали Сезанн — кубизму и Ван Гог — динамическому футуризму.

Чем, по-вашему, хорош тот же Ван Гог?

Его пейзажи, жанры, портреты служили ему формами выражения динамической силы, и он спешил в растрепанных иглообразных живописных фактурах выразить движение динамизма; в каждом ростке проходил ток, и его форма соприкасалась с мировым единством. Все приписываемые Ван Гогу чисто импрессионистические задачи были так же ошибочны, как и родоначальнику импрессионистов — Моне, которым искал в тени и свету живописной фактуры, а второй в динамике фактурного цвета. Но благодаря тому, что у Ван Гога, Сезанна, Моне все перечисленные действа были в подсознательном зародыше, они подпали под всевозможный хлам предметности, усугубившиеся критикой, покрывшей их общей скатертью импрессионизма.

В общем, будущее было только за футуризмом и впоследствии – супрематизмом?

Футуризм открыл «новое» в современной жизни: красоту скорости. А через скорость мы двигаемся быстрее. И мы, еще вчера футуристы, через скорость пришли к новым формам, к новым отношениям к натуре и к вещам. Мы пришли к Супрематизму, бросив футуризм, как лазейку, через которую отставшие будут проходить. Футуризм брошен нами, и мы, наиболее из смелых, плюнули на алтарь его искусства.

1-15.jpg
На выставке

В ХХ веке всевозможные течения сменяли одно другое со скоростью света. Можно ли все-таки достичь некой совершенной культуры?

Погоня за совершенной культурой напоминает мальчика, выдувающего мыльный пузырь. Выдувает в нем красочные переливы и старается выдуть пузырь больше и больше. И в самый расцвет пузырь лопается, ибо мальчику не виден его конец, и приходится выдувать новый.

Сегодня ваши работы находятся в собраниях крупнейших музеев мира. Каким вам видится идеальный музей?

 Музей мне представляется местом, где стоит в целом собрании человек, где бы каждый мог видеть видоизменение, рост и развитие целого организма, не рассматривать каждую деталь общего в отдельных складах. Причем составить образ человека только современной формы его последнего видоизменения и не натаскивать на его плечи плащи и тоги прошлого.

Значит, музеи нам необходимы. А как насчет Академии художеств? 

Академия — заплесневевший погреб, в котором самобичуют искусство.

В учебниках по русскому языку для тренировки навыков описания публикуют картины. Обычно это "Утро в сосновом бору" или "Опять двойка". Тот же "Черный квадрат" там едва ли встречается. Может быть, чтобы народ понимал современное искусство, необходимо соответствующее образование?

Народ не надо долго учить Искусству, он сам на 3/4 находится в Искусстве как таковом.

malevich-inside-his-laboratory-at-the-russian-museum-1932-1.jpg
За работой


Вы пережили несколько политических режимов России. Как вам современная власть?

Вождь хочет быть Богом всемогущим, всезнающим, в этом его отличие от Бога истинного, который ничего не знает, ничего не видит и ничего не может.

Про бессмертных все ясно. А какой совет вы бы дали простым современным людям?

Я говорю всем: бросьте любовь, бросьте эстетизм, бросьте чемоданы мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость смешна и ничтожна.

Вы поддерживаете идеи этнического, религиозного, сексуального и всякого прочего разнообразия?

Каждое растение живет теми способами, которые заложены в его законе, имеет специальную для себя одежду, питание, свой рост и по росту своему пространство, оно потребляет и производит только то, что ему полагается и не подчинено другому, — арбуз, хризантема, береза, картошка, но все вместе составляют природу. Люди ничуть не выделяются от этого строя, они также разные и каждый имеет свои функции.

И напоследок: воспользовавшись отлучкой с того света, вы первым делом отправились в Московский зоопарк. Что вы там делали?

Я выпустил всех птиц из вечной клетки, отворил ворота зверям зоологического сада. Пусть они расклюют и съедят остатки вашего искусства. И освобожденный медведь пусть купает тело свое между льдов холодного Севера, но не томится в аквариуме кипяченой воды академического сада.

По материалам работ Казимира Малевича: "От кубизма и футуризма к супрематизму", "Ось цвета и объема", "Искусство", "Человек - самое опасное в природе явление".

Читайте также: 

Интервью с того света: Франц Кафка

Интервью с того света: Адольф Гитлер

Интервью с того света: Иван Бунин

Теги: искусство