Художник недели: Габриэль Ороско
Культура

Художник недели: Габриэль Ороско

Краткий гид по творчеству мексиканца-экспериментатора.

На прошлой неделе мы рассказывали о творчестве мексиканки Фриды Кало. На этот раз нашим героем стал ее соотечественник - знаменитый современный художник Габриэль Ороско.

Gabriel-Orozco-01.jpg
Габриэль Ороско

Ранние годы

Габриэль Ороско родился в 1963 году в провинциальном мексиканком городе Халапа, однако вырос он в Мехико, одном из самых больших мегаполисов мира. В столицу семья будущего художника перебралась, когда Габриэлю было 6 лет. С детства искусство было частью повседневности мальчика - его отец Марио Ороско Ривера был известным художником-муралистом. Вместе они посещали музеи, галереи и мастерские местных художников. Не удивительно, что в 1981 году Ороско решает поступить в Национальную школу пластических искусств. Склонному к экспериментам Габриэлю обучение показалось старомодным и консервативным. Поэтому в 1986 году он совершает марш-бросок по ту сторону Атлантики - в Мадрид, где обучается в центре "Общество изящных искусств". Годом позже он возвращается в Мехико, где вместе с другими художниками-единомышленниками начинает вплотную заниматься искусством.

OrozcophotoRudolfSagmeisterIMG_0187.jpg
С работой D.S.

Особенности творчества

Творчество Ороско сложно подвести под один знаменатель - помимо прославивших его инсталляций и скульптур художник работает с графикой, фотографией, а в последнее время - с живописью. Одна из констант его работ - использование всяческих предметов, "изъятых" из повседневности: от целого автомобиля до песка и кучи мусора. "Сверхспособность" Ороско - взглянув на предмет, отыскать в нем скрытое от глаз: потенциальную гармонию, "портретную схожесть" с, казалось бы, бесконечно далекими явлениями. Так, из невнятных обломков он создает имитацию Манхэттена и запечатлевает ее на фоне Манхэттена настоящего ("Остров внутри острова", 1993) - реальность и ее художественная интерпретация обречены на вечное соседство и занятный, стремящийся к бесконечности диалог.

22135.jpg
"Остров внутри острова", 1993

Знаковые работы

Стремительный рывок карьера Ороско совершает в начале 90-х, когда появляются его самые знаменитые проекты. В 1992 году появляется инсталляция "Песок на столе" - художник проводит параллели между естественной гармонией горы песка и и рукотворной гармонией египетских пирамид. В 1993 году Ороско создает свою самую знаменитую работу D.S. - художник разрезает на три части автомобиль Citrioen DS, избавляется от середины и вновь соединяет симметричные половинки. Благодаря такой арт-липосакции изрядно похудевшее авто приобретает динамичную, эффектную форму, высвободить которую получилось, лишь избавившись от утилитарности. Впоследствии мексиканец не раз повторит проект, препарировав несколько идентичных автомобилей.

z4-tran-orozco-b-20150227.jpg
D.S.

Ороско лишил привычного смысла существования не только автомобили, но и другие ни в чем не повинные предметы. Например, он создал овальный бильярдный стол без лунок - шары обречены вечно ударяться о стенки, а играющий - на бессмысленное время препровождение. Мутации подвергся и классический стол для пинг-понга - мексиканец сделал крестообразный вариант для четырех игроков, поместив посередине небольшой пруд.

OrozcoGabrielOvalBilliardT.jpg
"Бильярдный стол"
untitled.png
"Стол для пинг-понга"

Уже в 1993 году Габриэль Ороско впервые принимает участие в Венецианской биеннале (вновь на главный смотр совриска он приедет в 2003 и 2005 годах). Мексиканец выставляет в венецианском Арсенале работу "Пустая обувная коробка". Никаких заигрываний с маштабами (a la коробка-гигант), формой или цветом - посетители биеннале лицезрели обычную белую коробку из-под обуви. Художник решил исследовать в духе Марселя Дюшана жизнь тривиального предмета в нетривиальных условиях, а также особенности нашего восприятия действительности - то, что обычно не привлекает ни малейшего внимания, вдруг завладевает нашим взглядом и мыслями.

6-_empty-shoebox_orozco-web.jpg
"Пустая обувная коробка", 1993

К концу 90-х Габриэль Ороско был состоявшейся звездой международной арт-сцены и частым гостем всевозможных списков "самых-самых" художников. В 2000-х годах он удивил любителей своего творчества, обратившись к живописи - впервые полотна Ороско "Деревья-самураи" были показаны в 2004 году в Лондонской Serpantine Gallery.

orozco_piedra_que_cede_19921.jpg
"Податливый камень"

Творческий метод мексиканца можно сравнить с одной из его работ - "Податливым камнем" 1992 года. Художник катил по городским улицам массивный пластелиновый шар, к которому прилипали веточки, камни, мусор и прочий сор. Поверхность шара постепенно теряла привычные очертания, превращаясь в своеобразный городской пейзаж. Точно также и сам художник вбрирает в себя все привычное, обыденное, незаметное и превращает в произведение искусства, демонстрируя: мир - не совсем то, чем нам кажется.

03_orozco-moderna-museet.jpg
"Мои руки - мое сердце", 1991
31_hb19951372.jpg
"Песок на столе", 1992
ed111f00b158aa1e4a7c817dae84a0c1.jpg
"Спящий пес", 1990

laDS_orozco.jpg
D.S.

wonder00007.jpg

orozco__Cazuelas_20025.jpg
"Запеканки"

14.-Gabriel-Orozco-Manguera-Mordita-19901.jpg
"Покусанный шланг"

image-lab.jpeg
"Кошки и арбузы"
orozco_papalotes_negros_19975.jpg
"Черные коршуны", 1997 - 2001

orozco-dark-wave-2006.jpg
"Черная волна", 2006

orozco2.jpg
"Деревья-самураи", 2004

Orozco_Kub_Arena04.jpg

Читайте также:

Художник недели: Синди Шерман

Художник недели: Вим Дельвуа

Художник недели: Рон Мьюек

Художник недели: Христо