Художник недели: Даниель Бюрен
Культура

Художник недели: Даниель Бюрен

Краткий гид по творчеству любителя полосок.

Даниель Бюрен родился в 1938 году в одном из парижских пригородов. Уже в юности он интересовался искусством, а в 22 года закончил парижскую Национальную школу искусств. Правда, художественное образование француза не слишком увлекало - как и многие представители его поколения, Бюрен считал его излишне консервативным. Более того, в одном из интервью художник признался, что поступил в Национальную школу только для того, чтобы не идти в армию. Не удивительно, что его творчество стало строиться на отрицании многих взглядов на искусство, сложившихся к 60-м годам.

buren4.jpg
Даниель Бюрен

Начинал Бюрен с абстракции, которая к тому времени постепенно клонилась к закату. Однажды на заказанных им холстах остались полосы от упаковки. Так творчество Бюрена обрело постоянный элемент - полоску, которая в течение полувека населяет все его работы вне зависимости от материала, масштабов и контекста.

Вскоре Бюрен перестает работать на холсте и создает серию своеобразных "полотен"-редимейдов: он отыскивает полосатые ткани вроде тех, что используют для пошива матрасов, и, нанеся несколько полос собственноручно, выставляет их в качестве произведения искусства.

thumb_medium.jpg

db_1.jpg

В 1967-м Бюрен объединяется с другими художниками сверстниками Моссе, Пармантье и Торони. Все четверо дают торжественное обещание: на протяжении всей жизни осуществлять один и тот же проект. Сдержит его только Бюрен - все его работы не только полосаты, но и подчинены одной логике: искусство может жить лишь в определенном контексте. Огромное количество работ художник создает вне музейных стен, а также отказывается от работы в мастерской. Если угодно, полосатое искусство Бюрена выходит "в поле", на городские улицы.

buren__sandwich_men__1968__(institutional_critique)-142C5C186495164810F.jpg
"Человек-сэндвич"

В 1968 Бюрен создает несколько исчерченных полосками работ, похожих на транспаранты или рекламную экипировку, и вручает их волонтерам. Те степенно прогуливаются по улице и, естественно, привлекают внимание прохожих. На вопрос, что они делают, им велено отвечать: держим плакаты с полосками. Бюрен обессмысливает формат уличной рекламы и демонстрации, исследует наше восприятие окружающей действительности и способность искусство изменять его, ставить акценты в том, что мы видим.

Daniel-Buren-Affichages-sauvages-1970-1.jpg
1970

Полоски Бюрена в разные годы появляются в городской среде то тут, то там: он наклеивает их на стены в виде небольших плакатов, наносит на здания, заборы, общественный туалет. В ходе одного из проектов он "помечает" полосками все станции парижского метро. Всякие раз миссия искусства - привнести в обыденные вещи элемент странной загадочности, остановить бессознательно скользящих по окружающему миру взгляд и превратить его во взгляд осмысленный и сфокусированный. Пожалуй, самый известный и долгоиграющий городской проект Бюрена - оформление в 1986-м двора парижского Пале-Руаяля, ныне - одной из самых популярных достопримечательностей города.

palais_royal_et_colonnes_de_buren.jpg
Двор Пале-Руаяля

Конечно, Бюрен не отказывается от работы с традиционными выставочными пространствами, ведь и музею искусство может начать диктовать свои правила игры. В 1971 году француза зовут на групповую выставку в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Бюрен создает огромную полосатую занавесь во всю высоту знаменитой ротонды музея, однако выставить объект не удается - воспротивились другие художники: масштабное творение Бюрена сводило на нет эффектность их собственных произведений. Спустя несколько десятилетий - в 2005 году - француз эффектно обыграл эту ситуацию: на этот раз для теперь уже персональной выставки в Музее Гуггенхайма он разметил волнообразные балконы ротонды фирменными полосками, а вместо массивного полотнища установил по центру огромную зеркальную фигуру - роль полосок на ее поверхности исполняют архитектурные линии самого здания.

1729a_b.jpg
Музей Гуггенхайма, 1971
PHOTO 1- 2005_Gugg.PH0128.jpg
Музей Гуггенхайма, 2005

С 70-х годов Бюрен работает с разноцветным стеклом и светом. Он превращает окна зданий в витражи, а отбрасываемую ими тень - в произведение искусства. Нематериальное и мимолетное таким образом обретает эстетическую ценность, а пространство - преображается. Затем Бюрен стал создавать из стекла и самодостаточные объекты, дополняющие уже существующее пространство. Самый масштабный плод дружбы француза с цветастыми стеклами - его проект для парижской "Монументы" 2012 года. А самый неожиданное "застекление" художник осуществил в том же году на одном из заброшенных производств Донецка: Бюрен вставил разноцветные стекла в находившиеся там металлические кубы непонятного происхождения и предназначения.

daniel_buren___monumenta_3_by_artsouilleurs-d5390gp.jpg
Монумента
cbcc8124e5d3223e225d7d4207ca52a3.jpg
Проект в Донецке

Эстетика Даниэля Бюрена пришлась по душе не только нескольким поколениям ценителей искусства, но и миру моды: Louis Vuitton пригласили художника поработать над рекламной кампанией и показом коллекции весна-лето 2013, а также разработать дизайн витрин бутиков LV по всему миру.

Ajak-Deng-et-Nyhor-Paul-por-Louis-Vuitton-Spring-2013-Ad-Campaign-by-Steven-Meisel.jpg

vuitton2_v_13dec12_pr_b.jpg

louis-vuitton.jpg
Показ Louis Vuitton ss2013

2009_Beaufort_03_detail.JPG
"Ветер дует, где захочет"

tumblr_n4cvxngCfs1supp8bo1_1280.jpg

10.jpg
В Версальском парке

DANIEL-BUREN_05.jpg

daniel-buren-lightness-of-being-lg.jpg

dscf0653.jpg

DB_R1_J6G3468.jpg

DB-13_xxx3L.jpg

stenzel-buren-02.jpg

REU-FRANCE-CULTURE_-3.jpg

interactive-guided-tour-daniel-buren-a-fresco.jpg

sunday summary 41.jpg

buren-smak002.jpg

190_47613.jpg

1969 Daniel Buren Dusseldorf.jpg