Барац и Хаит: "Сатира - это ущемленная любовь к родине"
Культура

Барац и Хаит: "Сатира - это ущемленная любовь к родине"

К выходу на экраны "Дня выборов 2" мы поговорили с актерами и сценаристами о российской комедии и творческих экспериментах.

На экраны выходит «День выборов 2» - продолжение ушедшей в народ комедии «Квартета И». Знакомые герои, комичные ситуации и большой Cadillac Escalade. После премьеры фильма Trendspace встретился с Леонидом Барацем и Ростиславом Хаитом - сценаристами и исполнителями главных ролей в обоих (и многих других) фильмах, чтобы поговорить о том, на что обижаются люди, о творческих экспериментах и ситуации в российском кино.  

Как вам премьера? 
Л: Хорошо! Мы добились того, что хотели. Пришли люди известные, было шумно - это работает на фильм. Все удалось.

Слышал, Прохорова посадили куда-то не туда.
Л: Прохорова? А в кинотеатре «Москва» везде - туда. Там и для прохоровских ног достаточно места. Нет, все хорошо.

Хотел о фильме с вами поговорить, а Ростислава нет (Ростислав подошел позже - прим. ред).
Л: Ничего страшного, мы - один человек. Можете разбивать мои реплики на меня и Славу.

Ну хорошо. Почему «День выборов 2» сейчас? Ну в смысле, почти десять лет почти прошло с премьеры первого.
Л: Мы сняли «Кроликов» («Быстрее, чем кролики» - прим. ред), это было для нас серьезное высказывание. Нам захотелось вернуться к чему-то легкому. И когда пришел продюсер и инвестор первого «Дня выборов», с идеей снять сиквел, мы не смогли ему отказать. 

0134.jpg

Вам не кажется, что по сравнению с 2007 годом (когда вышел «День выборов» - прим. ред) политическая тема стала восприниматься напряженнее? 
Л: Кажется, да. Но при этом шутить по этому поводу можно, и с удовольствием.

Значит, не боитесь, что кто-то разнервничается?
Л: Слушайте, ну какие-нибудь православные активисты с удовольствием могут на что-нибудь обидеться. Но что же делать? Мы все равно пошутим. Для нас сатира - ущемленная любовь к родине.

В первой части Шнур пел «друг принес в кармане грамм». Не пропаганда?
Л: Сейчас у нас там не поют. Шутки острые, безусловно, есть, потому что мы привязывались к контексту и конъюктуре, и время ощущается. Но пока никто не пришел с претензиями. Если б что-то было - пришли давно. Мне кажется, легкий фильм получился. 

А чем еще от первого отличается?
Л: Он отличается более качественной съемкой, он «плотнее». Сиквел - всегда опасная вещь. Он должен чем-то отличаться, но при этом быть созвучным с оригиналом.  

0157.jpg

Какой из ваших фильмов вам больше нравится?
Л: Кто-то говорит, что первый «День выборов» - это лучшее наше кино. Я так не считаю, мне кажется, что это не так, это слабо сделано, слабо сыграно. Мне кажется, что лучшим можно назвать наши «Разговоры» («О чем говорят мужчины», первая и вторая часть - прим. ред). 

А почему слабо сделано?
Л: Ну потому что это наш первый фильм. Дальше я начну о киношных вещах говорить. Очень мало населен кадр, мы там вроде для народа что-то делаем, а где народ - не очень понятно. С другой стороны, этот треш, который в сценарии заложен, он оказался созвучен с трешем, в котором мы это снимали. Понравилось зрителю. Хотя я помню, как мы на премьере, сидя в зале, хватались за голову.

Входит Ростислав.

Когда вышел первый фильм, вы представляли, как все сложится 10 лет спустя?
Л: Да, у нас жесткое планирование, я знаю каждый свой завтрашний день. Я знаю, что буду делать через семь лет, 12 января.
Р: Я через семь лет, 12 января, буду лежать навстречу лучам солнца.
Л: Каким лучам солнца? Ты в Москве.
Р: 12 января я не в Москве.

И вы на тот момент уже снимете «День выборов 3»?
Л: Нет. Или да.
Р: Вы знаете, сейчас мы можем предполагать что угодно, но на самом деле очень многое зависит от того, как пройдет «День выборов 2». 
Л: Он выходит в очень сложное время и в сложном месте. В любимой стране, но в сложное время.

0265.jpg

Почему сложное?
Р: Ну, простая мысль, с точки зрения проката - что простому зрителю сейчас сложно заплатить тысячу рублей за два билета и два попкорна. Ну вот сложно.
Л: И это «сложно» выражается в цифрах статистики: на 20% меньше пришло народу в кинотеатры с 1 по 13 января.
Р: А что касается политики… Вы же политику умеете в виду? Мы думаем, что если и будет какая-то проблема, то она будет сродни той, что возникла с мультфильмом «Иван Царевич и Серый волк 3». Той есть показанная проблема не столько кого-то взволнует, сколько окажется не близка зрителю. То есть ему в принципе по барабану. Люди хотят отвлекаться.
Л: Мы не закладываем какой-то посыл или позицию нашу к тому, что происходит в стране - хоть она, безусловно, существует. 

Как вы чувствуете, куда вам двигаться дальше? Как выбираете темы?
Р: Знаете, все получается естественным образом. Нет такого - сейчас поговорили о женщинах, потом поговорили о политике, в следующий раз будем говорить о кедах. 

Как это происходит вообще?
Р: Ну, сидим, у кого-то накопилось, он это выплескивает. Вот мы сняли три… нет, четыре фильма, и сейчас пишем пьесу о кино. Накопилось вот. Объем, знания, опыт.

0212.jpg

А расскажите про пьесу о кино.
Р: Ну вот, если все будет нормально, в октябре мы выпустим новый спектакль, с новыми персонажами, новой историей. Главный герой - это режиссер фильма, его будет играть Максим Виторган.

О российском кино?
Л: Ну, это скорее о нем - о главном герое, человеке, который пытается что-то про себя понять, что-то изменить в своей жизни, потому что его не устраивает многое - его личная жизнь, его работа. И он решает изменить все. Снять хорошее кино, которое ему кажется правильным снять. А в итоге приходит к тому, что ему не надо было этого делать. Что он - средний, и он делает это страшное признание себе - «ты, оказывается, средний».  И он возвращается к своей жизни, получать удовольствие от того, что он - средний. 
Р: О кинорежиссере, о мужчине, который понял про себя все.   
Л: А это вещь страшная.
Р: Да! Я вот фразу хорошую услышал в кино, которое называется «Игра на понижение». «Истина она - как поэзия. А большинство людей не любит поэзию». 

За последние десять лет вышло несколько классных российских комедий. «Горько!», например, или «Шапито-шоу». Как вам кажется, в каком состоянии сейчас российское кино, жанр российской комедии?

Л: Мне кажется, жанра нет. Есть отдельные всплески отдельных режиссеров.
Р: Появился такой мейнстрим. Энджой. 
Л: И мне кажется, это то кино, которое российским можно назвать с серьезной долей условности. Это такое кино-калька, американское кино, снятое на русском языке, сыгранное на очень условной «нашей» территории. Герои живут в не очень понятных «наших» квартирах, почему они там живут, почему они так общаются? Какой-то вот симулякр. 

0269.jpg

И на ваш взгляд, сейчас какой курс у нашего кино?
Л: Уже лет 10, как страна не производит смыслов. И сутей. Это и касается в том числе и комедий.

Лет 10 спустя чего?
Л: Ну не знаю. Может, не выдержали мы свободы, вот этого притока долгожданного с Запада, и начали делать все калькой.
Р: У тебя такой низкий голос.
Л: Да, меня слышат киты и гусеницы. А-а-а-а
Р: Ты так весомее.
Л: Вот. Я не знаю, почему так. Режиссеры есть, актеры есть, школа русская актерской игры не умерла, а прям живет-живет. А вот сценариев нет. Сутей, смыслов это время мало рождает.
Р: Да пожалуй только мы.
Л: Нет. Вот «Горько».
Р: Ну и «Шапито-шоу». Все!
Л: Все.

Слушайте, ну с одной стороны мы говорим о сутях и смыслах, с другой - о легком кино. 
Р: Если есть суть и смысл, их можно по-разному подать, тяжело или легко. Но если суть только в том, чтобы легко подать - то это уже не то.
Л: Да, можно трагедию сыграть в клоунском носе и костюме.  

0197.jpg

«Быстрее, чем кролики» - что за эксперимент такой был?
Р: В рамках театра нам оказалось позволено экспериментировать. Позволено зрителями. А в рамках кино эксперименты ни к чему. Выбрали какой-то стиль, который нравится людям в кино - надо ему и соответствовать. «День выборов 2» - это продолжение нашего понравившегося людям стиля. Мы поняли, что надо делать легкое - не без смыслов, не без сутей - но легкое, развлекательное кино. 

Не хочется больше экспериментировать?
Р: Желание экспериментировать быстро проходит, когда ты понимаешь, что потерял деньги. Ты вкладываешь что-то, ты получаешь, ты зарабатываешь этим - и не думать об этом невозможно. Поэтому мы решили, что на данный момент - в кино по крайней мере - будем заниматься только проверенными вещами. 

"День выборов 2" в кинотеатрах с 18 февраля.

Съемка: Александр Антонов в помещении гримерки ДК им. Зуева

Читайте также:
Михаил Горевой рассказал о работе со Стивеном Спилбергом, фильме "Шпионский мост" и отношении к "Оскару".