Интервью с того света: Константин Станиславский
Культура

Интервью с того света: Константин Станиславский

Воображаемая беседа с реформатором театра.

Новым участником наших воображаемых бесед с самыми-самыми покойниками стал великий Константин Станиславский, рассказавший нам о знаменитой Системе, первой актерском провале и спивающихся гениях.

100387_stanislavskiy.jpg

Вы родились в изменчивое время. Что вы помните из детства и юности?

Я еще помню остатки крепостного права, сальные свечи, карселевые лампы, тарантасы, маленькие пушки наподобие игрушечных. На моих глазах возникали в России железные дороги, пароходы, создавались электрические прожекторы, автомобили, аэропланы,  подводные лодки, телефоны.

Да, повидали вы многое. А как развлекались столичные жители в позапрошлом веке?

В шестидесятых и семидесятых годах Москва и Петербург танцевали. Чаще всего танцы кончались при дневном свете следующего дня, и молодые люди прямо с бала, переодевшись, отправлялись на службу в контору или в канцелярию.

Почти как сейчас. Расскажите о своем первом сценическом опыте?

Спектакль происходил в небольшом флигеле, стоявшем во дворе усадьбы. Я — не то трех-, не то четырехлетним ребенком — изображал зиму. На полу, укутанный в шубу, в меховой шапке на голове, с длинной привязанной седой бородой и усами, постоянно всползавшими кверху, сидел я и не понимал, куда мне нужно смотреть и что мне нужно делать. Ощущение неловкости при бессмысленном бездействии на сцене, вероятно, почувствовалось мною бессознательно еще тогда, и с тех пор и по сие время я больше всего боюсь его на подмостках. Передо мной зажгли свечу, скрытую в хворосте, изображавшем костер, а в руки мне дали деревяшку, которую я, как будто, совал в огонь. «Понимаешь? Как будто, а не в самом деле!» — объяснили мне. При этом было строжайше запрещено подносить деревяшку к огню. Все это мне казалось бессмысленным. Не успели открыть занавес на бис, как я с большим интересом и любопытством потянул руку с деревяшкой к огню. Вата загорелась и вспыхнул пожар. Все всполошились и подняли крик. Меня схватили и унесли через двор в дом, в детскую, а я горько плакал.  


Пожалуй, ваше главное наследие - знаменитая Система. Как бы вы описали ее для тех, кто до сих пор не в курсе?
  
«Система» моя распадается на две главные части: 1) внутренняя и внешняя работа артиста над собой, 2) внутренняя и внешняя работа над ролью. Внутренняя работа над собой заключается в выработке психической техники, позволяющей артисту вызывать в себе творческое самочувствие, при котором на него всего легче сходит вдохновение. Внешняя работа над собой заключается в приготовлении телесного аппарата к воплощению роли и точной передаче ее внутренней жизни. Работа над ролью заключается в изучении духовной сущности драматического произведения, того зерна, из которого оно создалось и которое определяет его смысл, как и смысл каждой из составляющих его ролей.

1441680812_13012047.jpg

У Системы были подводные камни?

Некоторые из артистов и учеников приняли мою терминологию без проверки её содержания, или поняли меня головой, но не чувством. В иных случаях поверхностное восприятие её дало обратные, отрицательные результаты. Так, например, некоторые из опытных артистов научившись сосредоточиваться по «системе», стали с ещё большим вниманием, точностью, отделкой преподносить свои прежние актерские ошибки. Эти люди подложили под слово «система» свои актерские ощущения и привычки, которые давали в результате прежние, набитые ремеслом штампы. Такие не чуткие актеры уверенны, что они все поняли и что «система» принесла им большую пользу. Они трогательно благодарят меня и восхваляют открытие, но мне «не поздоровится от этаких похвал».

Для многих ваше творчество неразделимо с драматургией Чехова - что вы сами о ней думаете?

Нередко первое знакомство с его произведениями даже разочаровывает. Кажется, что нечего рассказывать о них по прочтении. Но странно: чем больше даешь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе. Чехов — неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы.

Сегодня чайка - официальных символ МХТ. Помните первую постановку чеховской "Чайки"?

Как мы играли — не помню. Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рев, треск, бешеные аплодисменты. Занавес пошел… раздвинулся… опять задвинулся, а мы стояли, как обалделые. Успех рос с каждым актом и окончился триумфом.

Чем актерство принципиально отличается от других видов искусства?

Главное отличие искусства актёра от остальных искусств состоит ещё в том, что всякий другой художник может творить тогда, когда им владеет вдохновение. Но художник сцены должен сам владеть вдохновением и уметь вызывать его тогда, когда оно значится на афише спектакля. 

Можно ли пропить талант?

Доморощенные гении кичатся своей близостью к Аполлону, своим всеохватывающим нутром, вдохновляются водкой, наркотиками и раньше времени изнашивают темперамент и дарование.

Что вы думаете о современном театре?

Несмотря на успех внешних исканий в новом театре, он кажется таким заношенным и старым. Почему в нем так скучно?

А о современном искусстве вообще?

Современное новое искусство – не вечно, а только модно.

Верите нынешнему телевидению?

Не верю!


По материалам книги К.С. Станиславского "Моя жизнь в искусстве"


Читайте также:

Дэвид Ли Страсберг: "Быть середнячком - самая печальная участь"

Интервью с того света: Франц Кафка

Интервью с того света: Адольф Гитлер

Интервью с того света: Иван Бунин

Интервью с того света: Казимир Малевич

Интервью с того света: Фаина Раневская