Художник недели: Урс Фишер
Культура

Художник недели: Урс Фишер

Краткий гид по творчеству швейцарца.

Урс Фишер, создающий одни из самых впечатляющих скульптур в современном искусстве, родился в Цюрихе в 1973 году. Художественное образование он получил в швейцарской Schule für Gestaltung — как ни странно, специализацией будущего скульптора была фотография. Поначалу швейцарец зарабатывал на жизнь максимально далеким от искусства способом — в студенческие годы он служил вышибалой в цюрихских ночных клубах. Однако артистическая карьера Фишера развивалась весьма стремительно — уже в 1996 году, в возрасте 23 лет, он мог похвастаться первой персональной выставкой в одной из местных галерей.

BN-IM157_0615BR_1000V_20150518154647.jpg
Урс Фишер

На протяжении карьеры Фишер не раз менял место жительства — еще в 1993 году он перебрался из Цюриха в Амстердам, а впоследствии проживал то в Лондоне, то в Лос-Анджелесе, то в Берлине, пока в конце концов не обосновался в Нью-Йорке. Эти странствия позволили швейцарцу познакомиться с артистической жизнью видных столиц совриска, местной арт-тусовкой и, что немаловажно для любого современного художника, арт-дилерами.

Фишер славится любовью к неожиданным трансформациям как самих объектов, так и выставочного пространства. Материал он выбирает соответствующий, если угодно, податливый: это может быть воск, деревянные щепки, пластик, даже хлеб. Сломать стену или проделать дыру в полу галереи для швейцарца не проблема — быть может, не зря в свое время он попробовал себя в роли вышибалы. Самые известные работы Фишер создает в 2000-х годах. Присмотримся к некоторым из них.

Съестное искусство

DSC_0069.JPG

Один из лейтмотивов творчества Фишера — саморазрушение произведения искусства. Многие его работы плавятся, разваливаются, гниют. Вместе с объектами художник разрушает традиционное представление о вечном искусстве. Одна из знаковых работ Фишера представляет собой домик, при строительстве которого вместо бревен и деревянных балок был использован хлеб — Bread House (2006). В серии работ 2000-х годов швейцарец использовал фрукты и овощи — он соединял половинки груши и яблока, огурца и банана и другие продукты, подвешивал их в выставочном зале и оставлял гнить. Еще один объект Фишера представляет собой унитаз, заполненный различными яствами — что с ними происходило и во что они в конце концов превратились, догадаться несложно.

Дыры в полу

01-untitled-hole--2007-ii.jpg

Иногда разрушение может носить не самопальный, а насильственный характер. В таком случае жертвой становится не объект сам по себе, а окружающее пространство. Нередко для выставок Фишер выпиливает огромные проемы в стенах, но чаще всего его внимание притягивает пол. Одна из работ 2007 года носит недвусмысленное название "Дыра": художник вырыл в полу яму, окруженную насыпями по краям — как будто поработал могильщик (одна из версий названия этого проекта — "Могила"). Одна из самых известных работ в карьере Фишера называется You (2007): практически все пространство выставочного зала художник превращает в кратер, наполненный землей. Стихия вторгается в упорядоченное человеком пространство и избавляет его от навязанных традицией очертаний.

Я вся горю

1087N09141_7BDVN.jpg

Чтобы заставить нетленное искусство тлеть, можно использовать не только скоропортящиеся продукты — одним из основных материалов, с которыми работает Фишер, стал воск. Обычно с его помощью художник изображает людей. Получается иронично — герои Фишера делают буквальными расхожие метафоричные выражения вроде "пылаю от страсти" или "сгораю от нетерпения". Один из самых известных восковых проектов швейцарца называется What if the Phone Rings? (2004) — Фишер сваял несколько обнаженных дам в натуральную величину. У каждой — фитиль в голове. Обреченные постепенно сгорают, плавятся, отекают на пол — в общем, теряют привычные очертания с тем, чтобы приобрести новую, может быть, даже более симпатичную форму. Происходит своеобразная арт-реинкарнация с нотками насилия.

How to Tell a Joke

77627.preview.jpeg

Иногда Фишер представляет объекты, уже претерпевшие кардинальные метаморфозы, оставляя сам процесс деформации за скобками. Таков, например, расплавленный офисный стул на колесиках, покоящийся на двух деревянных собратьях (How to Tell a Joke, 2007). Особенность творчества швейцарца в том, что он, в отличие от многих других художников, не разрушает уже существующие объекты-редимейды, а создает их с нуля.

"Винтажное насилие"

body-1.jpg

В одном из самых масштабных и узнаваемых проектов Фишера насилие вынесено в название — в 2006 году он представил "Винтажное насилие" в венецианском Palazzo Grassi. В помещениях дворца зависли сотни капель, напоминающих одновременно дождь, слезы и брызги вулканической лавы. Искусство нарушает неподвижность пространства, интегрируется в него, заставляет его существовать по собственным правилам. Капли разных цветов будут не раз повторяться и в других проектах Фишера.

Изменчивость и трансформация вписаны в ДНК стиля Урса Фишера. В том числе и на стадии замысла. Однажды художник отметил: "Каждая работа начинается с быстрой зарисовки, но как только я начинаю работать с материалом, что-то всегда идет не так. Например, объект оказывается невозможно поставить прямо. В конце концов мое раздражение превращает его во что-то еще. Мои работы никогда не выглядят так, как было задумано изначально".

static1.squarespace.jpg

DROME_URS_FISCHER_CARLO_BECCALLI_10.jpg

urs-fischer-butterfly1.jpeg
Butterfly
013-urs-fischer-theredlist.jpg
The Red List

tumblr_nlqhazlfEC1r29uz6o1_1280.jpg
Problem Painting

egg.jpg
Why does a tree grow

Urs-Fischer_web1.jpg

d5437849a.jpg

IMG_8863.jpg
YES

Urs-Fischer-MOCA-2013-42.jpg
Экспозиция в МОСА, 2013