Женщины в искусстве: кто есть кто
Культура

Женщины в искусстве: кто есть кто

Самые влиятельные художницы, галеристы и кураторы.

В преддверии Международного женского дня мы решили забыть о сексистской формуле "дети, кухня, церковь" и приглядеться к деятельным дамам, стоящим в авангарде современного искусства.

Ежегодно журнал ArtReview публикует список самых влиятельных людей года в искусстве. "К сожалению, женщины занимают в нем лишь 2%", — рассчитывают услышать все, кого беспокоит процветающая то тут то там гендерная дискриминация. А вот и нет: из 100 позиций в одном из самых авторитетных арт-топов дамы красуются на 38-й. Причем в первой десятке их четыре. Более того, возглавляет рейтинг женщина. Правда, в паре с супругом: самыми влиятельными людьми в мире искусства ныне считаются швейцарские галеристы Иван и Мануэла Вирт.

Еще немного статистики. Вопреки ожиданиям, из 38 дам, попавших в список самых-самых, лишь четыре — художницы. Женщин-коллекционеров — 8, кураторов — 9. Первую скрипку играют галеристки — их 12. Как ни крути, совриск — зверь рыночный, нуждающийся для дальнейшего процветания не только в талантах, но и в умелых и влиятельных управленцах. 

Итак, TrendSpace разбирается, кто есть кто среди представительниц мировой арт-сцены.

Художницы

16-Yayoi-Kusama-09-1.jpg

84564.jpg


Марина Абрамович

Страна: Сербия
Возраст: 69 лет

Встретить Марину Абрамович в топе главных представительниц современного искусства — так себе сюрприз. Бабушка перформанса уже давно считается одним из самых известных художников второй половины ХХ века, а без ее хрестоматийных перформансов не обходится ни одна уважающая себя энциклопедия по совриску. С 70-х годов уроженка Югославии неустанно проверяет себя на выносливость. В разных работах она то истошно кричала до потери голоса, то лежала посреди горящей звезды и вдыхала дым до потери сознания. Один из самых знаменитых перформансов "Ритм 0" Абрамович представила в 1974 году: перед обнаженной, неподвижной художницей были разложены травмоопасные предметы: от розы с шипами до скальпеля и пистолета. Зритель мог взять любой из них и "применить" к беззащитной Абрамович. Так она  исследовала пробуждение животной натуры в условиях безнаказанности, а также собственные страхи в столкновении с другими людьми. Среди перформансов, созданных Абрамович в ХХI веке, стоит особняком "В присутствии художника" 2010 года. В течение нескольких месяцев Абрамович несколько часов подряд неподвижно сидела в зале нью-йоркского МоМА, а каждый желающий мог разместиться напротив и полчаса глядеть художнице в глаза. Многие не выдерживали — то ли эмоциональной нагрузки, то ли бешеной энергетики югославки.

5453454.jpg


Иза Генцкен

Страна: Германия
Возраст: 67 лет

Иза Генцкен живет и работает в Берлине. Ее карьера началась в 70-х годах: немка создавала геометричные объекты из дерева и экспериментальные фотопроекты. Несмотря на то что Генцкен нередко работает с видео, фотографией и коллажем, бал в ее творчестве правят скульптура и инсталляция. Стиль художницы тяготеет одновременно к монументальности и минимализму, ее работы часто вступают в диалог (и полемику) с городской архитектурой и массовой культурой. В 2015 году расписанию Генцкен могли позавидовать многие коллеги: она выставлялась во Франкфурте, в Лондоне, Венеции и Амстердаме. Быть может, столь бурная деятельность и помогла немке занять достойную 37-ю позицию в топ-100 самых-самых.

4645.jpg


Синди Шерман

Страна: США
Возраст: 62 года

Без Синди Шерман списки самых влиятельных людей в искусстве не обходятся уже давно. В известном смысле она представляет собой парадокс: вот уже почти полвека для своих проектов она снимает саму себя, но как выглядит Синди на самом деле, не знает почти никто. Вереница ее персонажей — девушек из несуществовавших фильмов, героинь ужастиков, пугающих "копий" нетленной классики — заслонили саму художницу. И в этом, возможно, заключается главный показатель ее таланта. А его следствие — 10-я позиция в списке самых дорогих из ныне живущих художников.

544658.jpg


Яей Кусама

Страна: Япония
Возраст: 86 лет

Японка Яей Кусама стала звездой современного искусства еще в 60-х годах. И вполне заслуженно: мало кто умеет так виртуозно превратить собственное психическое расстройство в искусство, а свои произведения — в настоящий товарный знак: знаменитый горошек Кусамы одинаково органично смотрится и на стенах выставочного пространства, и на человеческом теле, и в витрине Louis Vuitton. 86-летняя японка по праву носит звание не только самой яркой и экстравагантной, но и самой дорогой из ныне живущих женщин-художниц.

Галеристки

wholebuildings2_jpg_1395611752.jpg

14464.jpg


Мануэла Вирт

Страна: Швейцария

В последнем рейтинге самых влиятельных людей в искусстве Мануэла Вирт с супругом Иваном занимают верхнюю строчку. Свой путь к успеху чета начала в 1992-м — в этом году открылась первая галерея Houser & Wirth в Цюрихе, ныне одна из самых влиятельных в мире. В разные годы ее филиалы появились в Лондоне и Нью-Йорке, а в 2016-м чета Вирт собирается покорить и Лос-Анджелес. Руководить новым пространством в солнечной Калифорнии будет один из самых авторитетных американских кураторов Пол Шиммел. Кроме того, чуть больше года назад Вирты открыли необычное пространство в провинциальном британском городке Брютон. Помимо галереи здесь разместились образовательный центр, студии художников, ресторан и магазин, специализирующийся на местной продукции. Число посетителей пространства перевалило за 100 000 — при том, что население Брютона недотягивает и до 3000. На арт-рынке Houser & Wirth представляет известных художников вроде Изы Генцкен, Пола Маккарти, Рони Хорна и Пипилотти Рист.

46546.jpg


Джулия Пейтон-Джонс

Страна: Великобритания
Возраст: 64 года

Вместе с Хансом Ульрихом Обристом Джулия Пейтон вот уже 25 лет возглавляет знаменитую Serpentine Gallery в Лондоне. В 2000 году ее стараниями появился и Serpentine поп-ап-павильон, дизайном которого в разные годы занимались Ай Вэйвэй, Заха Хадид, Жан Нувель и Оскар Нимейер. Сегодня число посетителей обоих пространств Serpentine приближается к 1 миллиону в год, а ежегодный оборот составляет £7 миллионов. В галерее выставлялись произведения Джеффа Кунса, Энди Уорхола, Дэмьена Херста, Аниша Капура, Жан-Мишеля Баскии и других арт-знаменитостей. Кстати, в конце 70-х Пейтон-Джонс и сама пробовала силы в качестве художника, но скоро переключилась на арт-менеджмент. Ранние работы галеристки сегодня украшают интерьеры главного здания Банка Англии.

8454.jpg


Мариан Гудман

Страна: США
Возраст: 87 лет

Мариан Гудман — культовый персонаж нью-йоркской арт-сцены. Галеристом она стала в лохматом 1965 году и за последние полстолетия успела поработать чуть ли не со всеми звездами совриска. К арт-берегам Гудман причалила не от хорошей жизни. После развода ей надо было как-то содержать себя и своих детей. В 1962-м она издала сборник недорогих принтов нью-йоркских художников, чтобы собрать средства для школы, в которой учились ее дети. Видимо, сотрудничество с нью-йоркской богемой пришлось Гудман по вкусу — в 1965 году вместе с партнерами она открыла галерею Multiples, издававшую тиражные работы и книги художников, в том числе Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна и Джона Балдессари. В 1970-м Multiples впервые приняла участие в ярмарке Art Basel. В 1977 году Мариан Гудман открывает собственную галерею Marian Goodman Gallery, филиалы которой позднее появились в Лондоне и Париже. Чтобы оценить масштабы деятельности американки, перечислим лишь несколько ее художников-подопечных: Джон Балдессари, Габриель Ороско, Стив Маккуин, Маурицио Каттелан, Герхард Рихтер...

65456.jpg


Моника Спрют и Филомена Маджерс

Страна: Германия

Немки Моника Спрют и Филомена Маджерс не сразу превратились в тандем. Поначалу у каждой была своя галерея. Спрют основала свое первое детище в Кельне в 1983 году, упор она сделала на женщин-художниц, и, как выяснилось, не зря: среди ее первых подопечных значатся Синди Шерман и Барбара Крюгер. Маджерс тоже открыла свою первую галерею в Кельне, но почти десятилетием позже — в 1991 году. Работала она среди прочих с Джоном Балдессари и Эдом Рушеем. Слились галереи-землячки в 1998-м. Благодаря завидному набору художников, к тому времени ставших настоящими звездами, Sprüth Magers тут же превратилась в мощного игрока арт-рынка. Ныне в Кельне остался лишь офис, а галереи немки перенесли в более оживленные Берлин и Лондон. В начале этого года галеристки освоили и американские просторы — третья Sprüth Magers появилась в Лос-Анджелесе.

Коллекционеры и покровители

5645605-80-different-butterflies--Stock-Photo-butterfly-collection-isolated.jpg

545645.jpg


Майя Хоффман

Страна: Швейцария
Возраст: 60 лет

Собирать современное искусство Майя Хоффман начала еще в 80-х годах, причем сразу с громких имен — с работ Энди Уорхола и Жан-Мишеля Баскии. Любовь к элитному собирательству швейцарка унаследовала от бабушки, коллекционировавшей творения Пабло Пикассо и Фернана Леже. Как любой уважающий себя любитель искусства при деньгах, Хоффман активно занимается благотворительностью. В 2004-м она основала фонд LUMA Foundation, который занимается поддержкой различных арт-проектов, в том числе молодого смотра фотоискусства Photo London. Штаб-квартира LUMA Foundation во французском Арле была спроектирована самим Фрэнком Гери. Помимо работы над собственными проектами Хоффман внесла существенную лепту в развитие Tate Modern, Serpentine Gallery, New Museum и других знаменитых площадок.

65456456.jpg


Эдит Броад

Страна: США
Возраст: 77 лет

Чету Эли и Эдит Броуд в шутку называют владельцами Лос-Анджелеса. По крайней мере его культурной инфраструктуры. Без помощи этих выдающихся филантропов не обошлось основание местного Музея современного искусства, Музея искусств округа Лос-Анджелес и Концертного зала Уолта Диснея (по совместительству — архитектурного шедевра Фрэнка Гери). В общей сложности их благотворительный фонд The Broad Foundation пожертвовал различным культурным плащадкам около $800 миллионов. А в сентябре прошлого года открыли свою собственную — музей The Broad, в котором разместили свою обширную коллекцию, включающую около 2000 произведений почти 200 художников (среди них — Энди Уорхол, Джефф Кунс, Рой Лихтенштейн, Синди Шерман, Яей Кусама). Познакомиться с ней можно абсолютно бесплатно.

54564.jpg


Миучча Прада

Страна: Италия
Возраст: 66 лет

Вот так сюрприз: Миучча Прада затесалась не только в ряды самых влиятельных людей мира моды, но и в число вершителей судеб совриска. А все благодаря любви к коллекционированию и продвижению искусства в массы. Еще в 1995-м дизайнер основала Fondazione Prada, в стенах которого в разное время устраивались выставки Аниша Капура, Луиз Буржуа, Стива Маккуина, Натали Юрберг, Джона Балдессари и других знаменитостей от искусства. В 2015 году фонд обрел новое здание в Милане по проекту Рема Колхаса. Новому месту — новое начинание: команда Fondazione Prada организовала своей первый проект, посвященный кино.

541541514.jpg


Шейха аль-Маясса бинт Хамад бин Халифа аль-Тани

Страна: Катар
Возраст: 33 года

Дочь правящего эмира Катара по праву считается одной из самых прогрессивных женщин исламского мира. Образование она получила в США — августейшая особа может похвастаться степенью по политическим наукам и литературе Duke University. Аль-Маясса не боится предстать перед публикой без паранджи, а пару лет назад даже снялась для журнала W у эпатажного Юргена Теллера. В свои 33 года шейха успела принять участие в создании Музея исламского искусства, Арабского музея современного искусства и Национального музея Катара по проекту Жана Нувеля, открытие которого намечено на 2016 год. Кроме того, аль-Маясса является председателем совета Управления музеев Катара. В минувшем году шейха поработала над программой резиденции для местных художников, выставкой современного искусства Бразилии и провела форум, на котором видные политики, художники и архитекторы обсудили роль культуры в формировании городской среды.

Кураторы

1_209_kan.jpg

1651.jpg


Кэролин Христов-Бакарджиев

Страна: США
Возраст: 52 года

Кудрявая уроженка Нью-Джерси замыкает десятку самых влиятельных людей в искусстве 2015 года, а в 2012-м и вовсе взобралась на первую строчку — тогда в ее руках оказалась 13-я dOCUMENTA, один из главных смотров современного искусства. К тому моменту американка успела проделать долгий карьерный путь. В 1999 году из независимого куратора Христоф превратилась в члена команды центра P.S.1, детища нью-йоркского МоМА. В 2001-м она перебралась в Италию, чтобы возглавить Castello di Rivoli в Турине. В 2008 году американка поработала над Сиднейской биеннале. А в прошлом году она возглавила биеннале в Стамбуле, поднявшую темы беженства, политического насилия и потерянных цивилизаций. Как раз тогда Турция превратилась в перевалочный пункт для сирийских беженцев.

4654654.jpg


Беатрис Руф

Страна: Германия
Возраст: 55 лет

Беатрис Руф на собственном примере доказала, что никогда не поздно изменить поле деятельности. До 34 лет немка была хореографом, а в 1994-м решила превратиться в куратора. И достигла на этом поприще больших успехов. Первым местом работы в новом качестве для нее стал Kunstmuseum Thurgau. В 2001-м она трудоустроилась в Kunsthalle Цюриха, а с 2014 года возглавляет Stedelijk Museum в Амстердаме. На новом месте она успела пополнить коллекцию музея произведением Изы Генцкен и организовать выставки художников, чье творчество сейчас более чем в тренде: Тино Сегала и Эда Аткинса.

5416415.jpg


Шейха Хур аль-Касими

Страна: ОАЭ
Возраст: 36 лет

Еще одна шейха уже несколько лет занимает прочные позиции в топе самых влиятельных людей в искусстве (впервые попала в рейтинг в 2010 году). Выпускница лондонской Королевской академии искусств живет на два дома: один — в родной Шардже, другой — в британской столице. Взлет кураторской карьеры Хур случился в 2002 году — тогда 23-летняя шейха стала директором биеннале в Шардже и основала благотворительный фонд Sharjah Art Foundation. Также является патроном ярмарки Art Dubai. В минувшем году Хур аль-Касими стала куратором павильона ОАЭ на Венецианской биеннале.

4644.jpg

Роузли Голдберг

Страна: Южная Африка / США

Роузли Голдберг — один из главных мировых экспертов по части перформанса. Карьера уроженки ЮАР началась в середине 70-х, когда Голдберг променяла родные палестины на Нью-Йорк. В разные годы она курировала перформансы Филипа Гласса, Питера Гордона, Марины Абрамович и Даниеля Бюрена. Многие знаменитые художники обязаны Голдберг организацией первой персональной выставки, среди них Синди Шерман. Ее перу принадлежит одно из главных исследований истории перформанса "Искусство перформанса. От футуризма до наших дней". В 2005 году Роузли Голдберг основала в Нью-Йорке первую биеннале перформанса Performa.