Отрывок из книги: "Краски. История макияжа"
Культура

Отрывок из книги: "Краски. История макияжа"

Увлекательный бьюти-бестселлер.

В издательстве "Эксмо" вышла книга "Краски. История макияжа". Написала ее американка Лиза Элдридж - один из самых авторитетных визажистов в мире. Элдридж работала с актрисами  Кейт Уинслет, Кирой Найтли и Эммой Уотсон, участвовала в съемках Питера Линдберга и Патрика Демаршелье, сотрудничала с Chloe, Alberta Ferretti и Prada. В своем увлекательном сочинении в жанре нон-фикшн автор выступает летописцем бьюти-индустрии, история которой щедро сдобрена курьезами и анекдотами. TrendSpace публикует отрывок из бьюти-бестселлера.

78798.jpg

Для многих женщин именно тушь для ресниц — тот самый предмет, без которого обойтись невозможно. В своем нынешнем виде тушь относительно недавнее изобретение. Но, по сути, она недалеко ушла от кайала, который использовали с незапамятных времен.

Ламповая копоть (ее получали, удерживая горящую спичку под перевернутым блюдцем), угольная пыль, жженая пробка, зола, сок ягод бузины — вот неполный список того, чем на протяжении истории пользовались женщины, пытаясь придать ресницам черный цвет. Промышленным же производством туши, какой мы знаем ее сегодня, мы обязаны одной из культовых британских косметических марок, Rimmel, которую основал француз Гиацинт-Марс Риммель. 

Риммель — прославленный парфюмер, прошедший обучение у самого Пьера-Франсуа Любена, личного "носа" императрицы Жозефины — в 1834 году с женой и несовершеннолетним сыном Юджином уехал из Парижа, чтобы открыть свое дело на престижной лондонской улице Альбемарль-стрит. Очень скоро его лавка стала местом паломничества столичных дам, находящихся в вечном поиске самых роскошных ароматов и самых новомодных ритуалов по уходу за кожей. 

smoky-swatches-white-backgroun_source-file_00011041.jpg
Юджин Риммель

В 1842 году семейное дело перешло в руки Юджина. И он не просто преумножил отцовский капитал, но и воплотил в жизнь его мечты. Именно Юджин придумал продавать товары по почте и разработал для этого каталоги, с помощью которых заказывать средства стало гораздо удобнее; он наладил выпуск ароматизированных вееров, которыми дамы обмахивались в опере; наконец, для Всемирной промышленной выставки 1851 года под его руководством был создан величественный фонтан из духов. Все это Юджин Риммель сделал, когда ему еще не было тридцати. 

Но своим местом на Аллее славы индустрии красоты Юджин Риммель обязан Superfin — изобретенной им в 1860 году первой нетоксичной туши для ресниц. Как мы знаем, женщины в течение многих столетий пользовались самыми разными мазями, чтобы сделать ресницы темнее. Но созданная Риммелем смесь угольной пыли и вазелина, упакованная в коробку, которую можно было носить с собой, стала настоящей сенсацией. Да, эта смесь могла вытечь, и да, она могла перепачкать все вокруг – но ее популярность распространилась по Европе со скоростью пожара в ветреный день. Имя «риммель» — rimmel или rimel — стало нарицательным. В нескольких языках оно и по сей день обозначает «тушь для ресниц». 

А Юджин Риммель продолжил работу над своим изобретением, корректируя и улучшая Superfin. В конце концов он выпустил Water Cosmetique. Собственно, средство было создано гораздо раньше — как краситель, в театральных кругах известный как «маскаро» (mascaro), который особенно ценили исполнители характерных ролей и усатые актеры. «Маскаро» представлял собой смесь мыла и твердого пигмента в виде бруска. Его надлежало развести водой и нанести кистью на усы и бороду, чтобы усилить их цвет и скрыть седину. Этот состав был доработан — и в 1917 году выпущен в виде одной из первых твердых тушей, предназначенных для ресниц и бровей.

Примерно в то же время, в 1917 году, по другую сторону океана, нью-йоркский химик Т. Л. Уильямс (основатель Maybelline) запустил в продажу твердую тушь под названием Lash-Brow-Ine, описывая ее как «первое современное косметическое средство, выпущенное для ежедневного применения».

The-original-maybelline-Glamourdaze.jpg

Легенда гласит, что на создание туши Уильямса подвигла его сестра, Мэйбл (ее же имя легло в основу названия компании — Maybell Laboratories, позднее — Maybelline). Идея пришла ему в голову, когда он увидел, как она, пытаясь сделать ресницы черными, наносит на них смесь вазелина со жженой пробкой. Это был известный трюк, который Мэйбл, скорее всего, вычитала в одном из журналов, посвященных звездам кино. Еще говорят, что именно изобретение брата помогло Мэйбл вернуть расположение бывшего ухажера. Правда это или нет, трудно сказать, но история занятная.

Поначалу Lash-Brow-Ine можно было заказать исключительно почтой (реклама размещалась в журналах). Но благодаря колоссальному спросу ее взяли на реализацию американские аптеки, а 1932 году упаковку этой туши можно было купить в любом магазинчике США. Стоила она 10 центов.  

Конечно, профессиональная версия туши была придумана гораздо раньше. Актрисы и актеры немого кино пользовались ею в обязательном порядке. Признанным лидером и тут был голливудский визажист Макс Фактор: именно он создал Cosmetic, воскообразное вещество, которое хранилось в трубочках, завернутым в фольгу. Следовало отрезать кусочек от трубочки, нагреть над пламенем – и нанести на ресницы, после чего они становились очень черными, но, увы, тяжеловесными. К тому же «тушь» ложилась комочками. В кадре комочки были не видны, и все выглядело отлично. Но для реальной жизни она явно не подходила, и в широкую продажу по этой причине не поступила.

За первой «обычной» тушью для обычных покупательниц последовала цветная и водостойкая твердая тушь, - правда, не сразу. Прорыв случился только в 1958-м, когда Елена Рубинштейн выпустила Mascara-Matic — цилиндр размером с самопишущую ручку с тонким металлическим стержнем («щеточка» на его конце была просто высверленными в металле канавками). Чтобы извлечь черную жидкую краску, стержень следовало вставить в цилиндр. Это средство быстро вытеснило тушь фасона «плюнуть и растереть»: пользоваться им было в разы удобнее. Любопытный факт: в 1939 году аналогичная конструкция была запатентована неким Фрэнком Л. Энгелем из Чикаго, но в производство так и не поступила — возможно, из-за того, что перед началом Второй мировой войны вложение в косметические новшества было далеко не первым номером в списке важнейших нужд. Случайность это или нет, но тушь Елены Рубинштейн вышла ровно тогда, когда истек срок патента Энгеля — к несчастью для него.

02.jpg

После выхода Mascara-Matic все внимание индустрии сконцентрировалось на разработках новых вариантов туши. И скоро появилась щеточка принципиально нового типа – со щетинками из нейлоновых волокон, расположенных по спирали. Она была встречена очень хорошо, и осталась надолго. А самыми продаваемыми во всем мире стали водостойкая Ultra Lash производства Maybelline, вышедшая в 1960 году, и Great Lash той же марки, выпущенная в 1971-м.

После относительного затишья на этом фронте в 1980-х и 1990-х, в середине 2000-х тушь вышла на новый виток своего развития. Немецкая компания Geka разработала и запатентовала технологию под названием Moltrusion. Щеточка, созданная по этой технологии, представляла собой жесткий пластмассовый перфорированный стержень со множеством микроскопических отверстий, заполненный другим типом пластмассы. Гибкие щетинки из этой пластмассы были идеальны для прочесывания ресниц и одновременно покрывали из ровным слоем «массы» (техническое название для черного вещества). Geka заключила соглашение с концерном Procter & Gamble, и в 2005-м первая тушь с такой щеточкой вышла под марками Cover Girl и Max Factor.

Lancôme PR Visual – Lisa Eldridge – Texture 10.jpg

Мне довелось поработать с разными марками, и могу вам сказать, что усилия, которые сегодня вкладываются в разработку действительно хорошей туши для ресниц, просто невероятны. Попытки изобрести нечто новое и гениальное продолжаются каждый день, а конкуренция на этом поле крайне жесткая. Но дело того стоит: тушь для ресниц — товар, продаваемый в огромных количествах. Этим средством пользуется подавляющее большинство женщин, и, к тому же, оно требует регулярной замены (в отличие сухих румян, например, которые могут храниться годами). Раньше марки, стремясь увеличить продажи, не скупились на самые невероятные рекламные обещания — то сулили увеличение объема ресниц в четыре раза, то грозились удлинить их вдвое. Только сравнительно недавно эти обещания стали строго контролироваться. В 2007 году в британский Комитет рекламных стандартов поступило такое количество жалоб, связанных с двумя конкретными рекламными кампаниями, которые изображали знаменитостей с ну очень длинными ресницами, что было решено: производители, рекламирующие тушь и прибегающие к помощи «фотошопа» или накладных ресниц, обязаны сопровождать фото соответствующей ремаркой. 

Последние десятилетия ознаменовались появлением изогнутых, двусторонних, нагревающихся, колеблющихся, вибрирующих и вращающихся конструкций. Не говоря уже о других щеточках крайне странных форм и об изобретении технологии трубчатых микроволокон. На рынок постоянно выходят новые типы, вариации и разновидности туши для ресниц. В среднестатистическом отделе крупного универмага ежегодно появляется около семидесяти новых наименований этого продукта.

Лиза Элдридж, "Краски. История макияжа". Издательство "Эксмо"