Художник недели: Элмгрин и Драгсет
Культура

Художник недели: Элмгрин и Драгсет

Краткий гид по творчеству скандинавов.

Художники из разных стран не так часто превращаются в дуэт. Элмгрин и Драгсет — один из самых примечательных примеров в совриске, иллюстрирующих расхожее выражение: одна голова хорошо, а две лучше. Датчанин Майкл Элмгрин и норвежец Ингар Драгсет встретились в Копенгагене в 1994 году. В тот момент первый считал себя литератором, а второй изучал театральное искусство. Встреча побудила их променять былые увлечения на современное искусство, которым они стали заниматься уже в 1995 году. В 1997-м Элмгрин и Драгсет перебираются в Берлин, в котором живут и работают и по сей день.

Dragset.jpg
Элмгрин и Драгсет

Искусство Элмгрина и Драгсета бросает вызов устоявшимся представлениям о формах и диктуемом ими содержании. Скандинавы наполняют острым социальным содержанием стерильные минималистские работы, создают инсталляции-обманки, которые притворяются совсем не тем, что они есть на самом деле. Разрушение табу и эпатирующая резонансность инсталляций и скульптур обеспечили дуэту международную славу.

Известные работы

Powerless Structures

elmgreen-et-dragset-14819_1.jpg

Над одной из показательных серий под названием Powerless Structures Элмгрин и Драгсет начали работать еще в 1997 году. В "Бессильных структурах" заложены принципы их последующего творчества — привычное выставочное пространство скандинавы подвергли парадоксальным трансформациям — например, подвесили галерею под потолком. Художники подвергли сомнению незыблемость правил игры арт-мира и дискредитировали возможность существования раз и навсегда устоявшихся взглядов на искусство.

Short Cut

1920.jpg

Должно быть, все, кто зашел солнечным днем 2003 года под стеклянные своды знаменитой Галереи Виктора Эммануила II, были очень удивлены: посреди бутиков прямо из мраморной мозаики пола вырвался на свет божий неказистый автомобильчик с прицепом-трейлером. На этот раз Элмгрин и Драгсет подвергли критическому анализу феномен глобального туризма. С одной стороны, все больше людей стремится к познанию мира, с другой — познание это всегда бегло и поверхностно, времени на рефлексию у современного туриста попросту не остается. Скандинавы иронично подчеркивают парадоксальность глобального туризма: компактный автомобильчик как бы выныривает на поверхность после путешествия к центру Земли. Не забыли художники и о роли Италии в глобализации путешествий — автомобиль они выбрали итальянской марки FIAT, а внутри него зритель мог разглядеть развернутую карту туристического городка Римини.

Prada Marfa

DSC_1975.jpg

Один из самых скандальных, спровоцировавших судебную тяжбу проектов Элмгрин и Драгсет представили в 2005 году — их стараниями на обочине шоссе в Техасе (in the middle of nowhere, как говорится) возник симпатичный бутик Prada. Вернее, его детальная копия — в огромных витринах можно было разглядеть стильные туфли и сумочки. Скандинавы скрестили элитистскую эстетику современной моды и непритязательный пейзаж из роуд-муви. Сперва инородный объект неоднократно становился жертвой местных вандалов. А пару лет назад его попытались демонтировать с помощью суда. Нет, Миучча Прада здесь ни при чем — покровительница совриска дала официальное благословение на использование логотипа. Зато техасские чиновники посчитали постройку примером незаконной придорожной рекламы. К счастью, в суде инсталляцию не только спасли от сноса, но и придали ей статус музея. 

Мемориал ЛГБТ-жертвам нацистского режима

Video-Installation-at-the-Memorial-to-the-Homosexuals-Persecuted-Under-the-National-Socialist-Regime-in-Berlin-4.jpg

Мемориал гомосексуальным жертвам нацизма — уникальный случай заказного проекта в творчестве бунтарствующих скандинавов. Почему согласились? Во-первых, тема дуэту была близка: 10 из 20 лет совместного творчества они состояли в близких отношениях. Во-вторых, заказ — возможность поэкспериментировать с неповоротливым мемориальным жанром. Элмгрин и Драгсет создали массивный геометрический параллелепипед из серого камня с небольшим окошком: внутри вмонтирован экран, транслирующий короткометражку с целующейся гей-парой. Скандинавам удалось соединить монументальную основательность обелиска с лиричным драматизмом и движением жизни.

Drama Queens

still3-1024x558.jpg

В 2007 году Элмгрин и Драгсет поработали в необычном для себя жанре — они представили пьесу Drama Queens, героями которой стали не живые актеры, а радиоуправляемые реплики знаменитых скульптур современных художников: от "Шагающего человека" Альберто Джакометти до металлического "Кролика" Джеффа Кунса. Хрестоматийные произведения двигались по сцене и с помощью актеров-дублеров высмеивали друг друга. Получилась исполненная иронии и сарказма сценка на тему "История современного искусства".

30B5601.jpg
Death of a Collector

05_elm.jpg
The Well Fair

20120827_Landslide.jpg
Landslide

elmgreen-et-dragset-17881_1.jpg

elmgreen-et-dragset-18389_1.jpg
Powerless Structures

GEP_ElmgreenDragset_1-1940x1476.jpg
Tomorrow
hans3.jpg
Hans

mobility_rendering2.jpg
Mobility Rendering

powerless-structures_-fig.-101_-elmgreen-_-dragset_-2012._l_.jpg
Powerless Structures

The-Memorial-to-the-Homosexuals-Persecuted-Under-the-National-Socialist-Regime-in-Berlin.jpg
Мемориал ЛГБТ-жертвам нацизма