Ольга Дыховичная о фестивале 2morrow
Культура

Ольга Дыховичная о фестивале 2morrow

Директор фестиваля независимого кино "2morrow" Ольга Дыховичная ответила на вопросы Trendspace.

"2morrow" существует с 2007 года. Как изменился фестиваль за это время?

Фестиваль был организован Иваном Дыховичным  в 2007 году. Формат фестиваля – это, безусловно, живой организм, он может адаптироваться под время, зрителя, под новое ощущение публичного пространства. Когда-то была важна псевдо элитарность вокруг фестиваля: закрытые мероприятия, официальные показы, красные дорожки. Был один программный директор, который формировал все программы, человек, который диктовал все направление фестиваля. Сейчас же для нас очень важно проводить фестиваль вместе со зрителями. Нам важно создать единую атмосферу фестивального центра. ЦДХ как выставочное пространство наполняется тем, что ты сюда привносишь: новой атмосферой, людьми, идеями. Без этого перед вами только голые стены. 

Можно провести параллель с биеннале современного искусства - мы, похоже, делаем биеннале кино. Теперь у нас 7 программ, за каждой стоит видение определенного человека, куратора. Сейчас столько разного кино, что эта кураторская экспертиза становится действительно важной. Фестиваль – он как мозаика. Мы составляем мозаичную картину из разных жанров, из разных авторских взглядов, разных бюджетов, режиссерского опыта. Есть и мастера жанра, и дебютанты. И чем больше наша мозаика, тем лучше зритель поймет, что происходит в современном кино.

“2morrow” – это фильмы завтрашнего дня, фильмы будущего?

Это фильмы, которые чуть-чуть предугадывают то, что будет завтра более привычным, востребованным. Это предугадывание темы, киноязыка, возможно, каких-то новых актерских талантов, которые сегодня появляются у нас на фестивале, а завтра станут звездами. Мы стоим у самого холодного и свежего ручья, который бьет ключом. Дальше – это уже вода, которая разольется в реки. Первые, вторые фильмы режиссеров – в них есть, определенно, острота, они самые пронзительные. Первая картина – это как первая влюбленность. 

Мне кажется, что название, которое придумал Иван, очень четко отражает суть фестиваля – мероприятия, которое открывает новое кино, новые имена, дает новый взгляд на кино и на мир вообще. Можно сказать, что благодаря кино мы совершаем невероятные путешествия в мир других людей, в другую культуру.

 

 

Кто отбирает картины? Это исключительно кураторская работа?

Мы поставили перед кураторами определенные задачи. Первая задача – это открыть разные территории: у нас есть картины из Южной Африки, из Австралии, из Европы. Вторая – мы хотели увидеть самые острые картины по эмоциональному и эстетическому воздействию. Мы не хотели видеть имена, которые уже вошли в историю кинематографа. Многие картины отличает внимательный взгляд на простую жизнь человека, на людей. Вот, например, картина “Жена полицейского”. В 59 сценах, которые рассказывают историю мужа и жены, зрители обязательно узнают себя. В семейной жизни любой пары, особенно, если она связана с рождением ребенка и с долгим проживанием вместе, всегда есть та жизнь за закрытыми дверями, которую не показывают. 

Для открытия фестиваля вы выбрали фильм “Глория”. Почему именно его?

У него очень редкая интонация для авторского кино. Это остроумная история о женщине, которая позволяет себе жить молодой жизнью. Мне кажется, что это очень вдохновляющая картина. В России возраст воспринимается как наказание для человека. Тут люди и в 30 лет чувствуют, что выпали из жизни, выпали за рамки востребованной молодости. Женщине в 40 лет уже рекомендуют заниматься внуками! А в этой картине женщина за 50 ломает эти рамки. Это кино очень полезно для российской публики, для российских женщин. У каждого внутри есть зажим, который не позволяет нам чувствовать себя в полной мере счастливыми. Всегда кажется, что я “не до” или “уже не там”, или “никогда не буду там”. Это очень яркая картина с глубоким смыслом, но при этом очень легкая.

 

 

Я уверена, что все картины очень яркие. Но что бы вы посоветовали посмотреть в первую очередь, чтобы составить впечатление о фестивале?

Вы правы, все картины очень тщательно выбраны и нет случайных. Могу сказать, что ко всем программам нужно отнестись внимательно, и хотя бы по синопсисам попытаться найти то, что тебе ближе. Я бы отметила программу Трэвера Грота. Она очень легкая, при этом там встречаются документальные истории с драматическими поворотами. 

Есть потрясающая история  “Мад”. Это история двух подростков, которые встречают беглого преступника. История о распахнутых юношеских сердцах и человеке, который находится на перепутье. В Советском союзе была такая традиция юношеского кино - первая влюбленность, первое столкновение с проблемами, понимание цинизма взрослого мира. Эта картина – для меня продолжатель традиций хорошего советского кино. 

Еще есть картина «Учитель» о влюбленности между учительницей старших классов и учеником. Между ними не такая большая разница в возрасте, но это уже другой социальный статус, это табу. Казалось, встретились бы они, эти мужчина и женщина, на необитаемом острове – и не было бы в этой любви какого-то сомнения. Но то, что они встретились в учебном классе, сразу делает эту любовь преступной. 

У нас также есть несколько гала-премьер. Например, картина “История моей смерти”. На самом деле, ее название не отражает сути фильма. Режиссер в ней просто фантазирует на тему того, что встретились Дракула и Казанова. Это фантазийный, смелый мир, очень красивая картина. Да и сам сюжет завораживает.

Есть программа “Офсайд” - я рекомендую на нее обратить внимание, это региональное российское кино. Мы гордимся, что представляем это явление: есть Москва и есть Россия - какая-то большая страна, которую мы, по сути, не очень знаем. А там живут молодые, волевые ребята, которые, не обращая внимания на препятствия, снимают свои фильмы. Это и жанровое кино, и какие-то ужасы. Например, фильм “Споры” - это, что называлось в советском кино спортивной драмой. 

Есть ли какой-то абсолют, к которому стремится ваш фестиваль? Вот есть, например, «Сандэнс», есть куча других фестивалей независимого кино. На какой из них вы равняетесь?

У нас особенный путь. Вся суть фестиваля в том, что ты сидишь и чувствуешь плечо соседа, ты видишь воодушевленный зал. Все это совместное переживание – это и есть смысл фестиваля. Сейчас такой раздробленный мир, но многие из нас стремятся к соединению. Для меня вдохновением стал Роттердамский кинофестиваль молодого кино. То, как там объединяют и зрителей, и кинематографистов, и любителей кино в единый монолог – вот это наша цель.

 

Фестиваль продлится до 6 октября в Центральном Доме Художника на Крымском Валу, 10.

 

Беседовала Алена Литковец

Фото: TrendSpace.Ru / Роман Дротенко