Анатолий Беккерман: "Никому не нужен второй Малевич, Пикассо или даже Рафаэль"
Культура

Анатолий Беккерман: "Никому не нужен второй Малевич, Пикассо или даже Рафаэль"

Trendspace поговорил с арт-дилером и коллекционером Анатолием Беккерманом о русском искусстве и моде на художников.

Анатолий Беккерман - арт-дилер, коллекционер и основатель нью-йоркской галереи АВА Gallery. Уже много лет он собирает по всему миру редкие и интересные образцы русского искусства XIX-XX веков, в том числе работы русских художников-эмигрантов, которые считает востребованными и перспективными . 

Trendspace поговорил с Беккерманом о галерее АВА Gallery, моде на русских художников в мире, особенностях работы арт-рынка и о том, как научиться предугадывать направление его развития.  

Как произведения искусства попадают в вашу коллекцию? Где вы их находите? 

С нами, как с известной галереей АВА Gallery, связываются и арт-дилеры, и представители аукционов, и частные лица из многих стран. Часть вещей я и мои сотрудники ищем сами по всему миру. Недавно мы нашли редкую картину Николая Ульянова «Крестный ход», она выставлялась в Нью-Йорке в 1924 году, с тех пор была утеряна. Еще недавно нашли законченный эскиз к картине Владимира Маковского «Вечеринка», который в последний раз выставлялся в 1902 году. 

111.jpg
Д. Бурлюк, "Посадка риса"

Сейчас мы ищем работы Давида Бурлюка японского периода, он прожил там всего несколько лет. Насколько я знаю, в России единственная его работа этого времени – «В рисовых полях» (1921) – представлена в Русском музее в Санкт-Петербурге. Потому что мы ее и поставили. 

Какие российские художники из вашей коллекции сейчас наиболее востребованы? 

Наиболее востребованными являются Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Александра Экстер, Казимир Малевич, Иван Пуни, Давид Бурлюк, Борис Григорьев, Константин Коровин, Петр Кончаловский и Николай Фешин. 

Собираете ли вы современных художников? 

Из современного искусства у меня есть работы шестидесятников: Кабакова, Вейсберга, Немухина и Краснопевцева. 

У вас есть любимый экспонат коллекции? 

Любимые экспонаты моей жены - картины «За самоваром» Коровина и «Человек с быком» Григорьева. Мои - абстрактный натюрморт Штеренберга и «Атлет» Пуни.  

В.Маковский. Вечеринка.JPG
В. Маяковский, "Вечеринка"

Из чего складывается стоимость картины? 

Критериев несколько. Это такие понятия как качество и редкость на рынке, важность определенного периода творчества художника. Также учитывается, в каких музеях и коллекциях он представлен, в каких важных выставках и публикациях участвовал.  

Какие требования вы предъявляете к экспонатам, предназначенным для дальнейшей продажи? 

Конечно, мы стараемся подбирать вещи, у которых есть потенциал роста. Мы хотим, чтобы для наших коллекционеров приобретенные в ABA Gallery картины были не только источником радости и удовольствия, но и потенциальным интересным и привлекательным капиталовложением.  

Ульянов. Крестный ход.JPG
Н. Ульянов, "Крестный ход"

Как сегодня относятся к русскому искусству на международном уровне?

Оно становится популярнее с каждым годом. С большим успехом проходят выставки русского искусства в Испании, Бразилии и Аргентине, организованные Русским музеем. В Музее современного искусства в Нью-Йорке открылась экспозиция русского авангарда, в Neue Gallery планируется ретроспектива Алексея Явленского. В Париже до 20 февраля работает выставка коллекции Щукина, где, помимо импрессионистов, представлены шедевры русского авангарда. 

Сейчас формируется мода на работы художников второй половины ХХ века, советский авангард. Как вы считаете, смогут ли они стать столь же востребованы, как и работы классиков? 

Да, я считаю, что определенные художники второй половины 20-го века будут востребованы и будут представлять интерес не только для российских коллекционеров, но и для международных.  

По моему мнению, это такие художники как Кабаков, Булатов, Вейсберг, Рабин, Целков, Немухин, Соков.   

Какабадзе1920.jpg
Д. Какабадзе, "1920"

Вы следите за деятельностью российских коллег-коллекционеров?  Кого можете отметить?

Я с уважением отношусь к Петру Авену, у него безупречный вкус и очень серьезная коллекция искусства. Конечно, я слежу за проектами частных музеев:  Музей русского импрессионизма Бориса Минца и интересные музейные проекты известного коллекционера Игоря Цуканова. Это очень большое дело для современного русского искусства!

Как работает мода на искусство? Можно ли сделать прогноз, кто будет востребован на рынке через пять или десять лет? 

Прогноз делать можно, безусловно. 

Для этого нужно видеть, насколько художник интересен, своеобразен, оригинален в своем творчестве. Никому не нужен второй Пикассо, Малевич или даже Рафаэль. 

Важно, что происходит с художником, какие музеи им интересуются, в каких выставках он участвует, что происходит с ценами, в какие важные коллекции поступают его работы. 

В моих ближайших планах - два проекта в России. Это выставка «Шедевры русского зарубежья», которая включает работы художников, созданные не в России. Привезем Гончарову, Ларионова, Григорьева, Рериха, Фалька, Коровина. А второй проект — фотографии авторства Михаила Барышникова. Обе выставки пройдут одновременно, об этом мы ведем переговоры с Новым Манежем.