Айвазовский в Третьяковке: 3 неожиданных факта с выставки
Культура

Айвазовский в Третьяковке: 3 неожиданных факта с выставки

Открываем классику заново.

Который сезон подряд Третьяковская галерея открывает на Крымском Валу главные выставочные хиты столицы. Все помнят ажиотаж перед закрытием выставки Валентина Серова - особо буйные любители искусства даже выломали музейные двери. На этот раз Третьяковка подготовила юбилейную выставку "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" - еще до открытия было продано целых 17 000 билетов. Публике неискушенной Айвазовский известен как автор "Девятого вала" и других работ на морскую тему. Организаторы нынешней ретроспективы решили предложить новый взгляд на классика. TrendSpace рассказывает о не самых очевидных вехах его творчества.

Айвазовский писал не только море

view-of-moscow-from-sparrow-hills-1851.jpg
"Вид на Москву с Воробьевых гор", 1851

Да-да, это так. Хотя водная стихия и привлекала художника своей таинственной мощью, порой он брался за кисть ради совсем других сюжетов. Во-первых, Айвазовский - превосходный пейзажист. Природный ландшафт дается ему также прекрасно, как и морские волны. Среди прочих, в Третьяковке показывают "Зимний обоз в пути" 1957 года - перед нами романтизированная художником заснеженная сибирская степь. "Вид на Москву с Воробьевых гор" 1851 года изображает излучину Москвы-реки и старинный город на горизонте. Ярким вертикальным акцентом на картине становится высокое дерево, под которым чаевничают московские обыватели.

portrait-of-vice-admiral-m-p-lazarev-1839.jpg
"Портрет вице-адмирала Лазарева", 1839

Есть в творчестве Айвазовского и несколько портретных работ. Среди прочих, на выставке можно увидеть портрет второй жены художника Анна в романтическом духе и небольшой по формату портрет вице-адмирала Лазарева - раннюю работу живописца, которую тот написал во время участия десантной операции русских кораблей на Кавказе.

Айвазовского любил император

fb9e220f85b2dc5e19dca8d6dec53951534500176624917.jpg
"Большой Петерговский дворец", 1844

В ХIX века благоволение монарха - большая удача для художника. Николай I был расположен к Айвазовскому в конце 30-х император приобрел картину "Десант отряда в долине Субаши". А в 1844 году уже по личному заказу Николая он пишет серию из шести картин с изображениями Петербурга, Кронштадта и других городов империи. Среди них - и "Большой Петергофский дворец", приехавший на московскую выставку из Питера. На небольшом полотне Айвазовский изобразил классическую панораму комплекса: вид на желтеющее здание дворца со стороны знаменитых каскадов фонтанов.

Айвазовского любили на Западе

Иван_К._Айвазовский_-_Неаполитанский_залив_(1841).jpg
"Неаполитанский залив", 1841

Немногие российские художники могли похвастаться таким уровнем признания, каким пользовался талант Айвазовского. Художник много путешествовал и, как следствие, проводил выставки по всему миру: в Париже, Риме, Неаполе, Амстердаме, Константинополе. Маринист добрался даже до Штатов - его картины показывали в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Чикаго. Получал он и престижные заморские награды, среди которых - французский орден Почетного легиона за серию "Четыре богатства России", представленную на Международной выставке в Париже в 1857 году. Среди поклонников Айвазовского были папа Григорий XVI, купивший полотно 1840 года "Хаос", и король Сицилии Фердинанд II, который приобрел холст 1841 года "Неаполитанский залив". Вообще, Иван Айвазовский отличался удивительной продуктивностью - всего он провел 125 персональных выставок в России и за рубежом и написал около 6000 полотен, 120 из которых можно будет увидеть в Третьяковской галерее до 20 ноября.