Не словом, а делом: кто и как помогает современному искусству
Культура

Не словом, а делом: кто и как помогает современному искусству

Меценаты, корпорации, модные бренды.

За неимением собственных капиталов и работ Джеффа Кунса, TrendSpace решил выяснить, кому и чем обязано современное искусство. Знакомим вас с отечественными и заморскими меценатами, рассказываем о корпоративных коллекциях и начинаниях модных брендов.

Добрые люди

BN-IM144_0615BR_1000V_20150518154539.jpg
Эли и Эдит Броуд

Скажем прямо: "добрый" в вопросах поддержки искусства значит "богатый". Ведь наиболее эффективным механизмом в этом деле издавна считается коллекционирование. Только в наши дни вместо короля Филиппа II, скупавшего творения Босха, или католической церкви, "кормившей" Микеланджело, бал правят бизнесмены, сколотившие завидное состояние. В арт-мире их деликатно называют патронами. По версии журнала ArtReview, ежегодно публикующего самый авторитетный топ-100 персон в сфере искусства, одними из самых главных меценатов на планете считают Эли и Эдит Броуд. Не удивительно — в общей сложности американская чета пожертвовала на благо искусства около $800 миллионов, а их обширная коллекция насчитывает более 2000 произведений, включая работы Роя Лихтенштейна, Синди Шерман и Яей Кусамы. Добродушные Броуды предоставили всем желающим совершенно бесплатный доступ к собранию, которое с осени прошлого года размещается в стенах построенного ими музея — The Broad. 

la-et-cm-broad-art-museum-opening-draws-fans-and-protesters-20150920.jpg
Музей The Broad

Свои Броуды есть и в других уголках света. Искусству соседней Латинской Америки активно помогают Патрисия  и Густаво Сиснерос, лидирующие дистрибьюторы Pepsi на южноамериканском континенте (по совместительству чета является одним из крупнейших донаторов нью-йоркского МоМА и мадридского Музея Прадо). А в Европе вовсю орудует коллекционер Майя Хоффман, гордая обладательница работ Энди Уорхола и Жан-Мишеля Баскии. С 2004-го начал работу ее фонд LUMA, поддерживающий проекты молодых художников в разных странах. Еще Хоффман нередко дает денег известным площадкам вроде лондонской Serpentine Gallery и парижского Palais de Tokyo. Правда, суммы пожертвований не разглашаются.

Свои герои есть и в России. Про Романа Абрамовича и Дашу Жукову, основавших музей "Гараж", известно всем. Но есть и другие патроны, не покидающие отечественные рейтинги самых влиятельных людей в искусстве. Так, самым известным российским коллекционером считается бывший президент Альфа-Банка Петр Авен. Правда, специализируется он не на совриске, а на русском искусстве конца XIX — начала ХХ века. А предпринимателю Шалве Бреусу мы обязаны появлением главной негосударственной награды в сфере современного искусства — Премии Кандинского. Ее фонд ежегодно составляет 2,5 миллиона рублей.

b9ed23d9f4d1d2a647c993a3fbb1f924.jpg
Музей Фаберже

Еще один отечественный друг искусства — миллиардер Виктор Вексельберг. Его главная заслуга — открытие в Санкт-Петербурге Музея Фаберже (и, как следствие, первая российская ретроспектива Фриды Кало). Кроме того, Вексельберг является одним из попечителей Еврейского музея. Наконец, не забудем и Владимира Потанина, стараниями которого ежегодно проводится грантовый конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире", направленный на поддержку прогрессивных российских музеев. В 2003 году бизнесмен стал председателем попечительского совета Государственного Эрмитажа — с тех пор он пожертвовал главному музею страны около $5 миллионов. Владимира Потанина можно назвать самым щедрым меценатом в стране: в 2013-м он первым из наших соотечественников присоединился к кампании Билла Гейтса "Клятва дарения", участники которой обязуются передать не менее половины своего состояния на благотворительность.

Добрые корпорации

1256ede0bc60754adf2451a398841f99.jpg

Искусство находит поддержку и в лице крупных корпораций. Как и частные лица, экономические гиганты поддерживают совриск с помощью коллекционирования, убивая двух зайцев одним выстрелом: с одной стороны, тратить деньги на благо искусства — вопрос престижа, с другой — неплохая инвестиция. Пик этого тренда пришелся на 90-е годы — тогда более 50% корпораций, входящих в топ-500 крупнейших в мире, активно занимались арт-собирательством. Как произведения искусства попадают в корпоративные коллекции? Обычно компании идут по одному из двух путей: либо учреждают должность арт-консультанта, который контактирует с художниками и галереями и формирует коллекцию, либо прибегают к услугам сторонних фирм, представляющих их интересы на арт-рынке.

PW903_01.jpg
Трейси Эмин, Trust Me. Из собрания UBS

Cреди крупнейших корпораций-коллекционеров особой активностью отличаются банки и финансовые структуры. Одним из крупнейших собраний в мире владеет швейцарский финансовый конгломерат UBS — за десятилетия методичного коллекционирования ему удалось собрать более 30 000 произведений искусства, в том числе творения Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Андреаса Гурски, Олафура Элиассона, Трейси Эмин и других звезд. А коллекция немецкого Deutsche Bank насчитывает аж 57 000 произведений — они распределены по более чем 900 офисам банка в разных уголках мира. Помимо коллекции у Deutsche Bank есть программа Art Works, в рамках которой корпорация устраивает выставки работ из коллекции, финансирует смежные проекты современных художников, а также издает журнал ArtMag. В России пионером по части корпоративного коллекционирования стал Газпромбанк, собирающий исключительно отечественный совриск. В его коллекции работы Андрея Монастырского, Анатолия Осмоловского, Дмитрия Гутова, Виктора Алимпиева и других известных художников. В прошлом году собрание Газпромбанка даже включили в список лучших корпоративных коллекций мира Global Corporate Collections.

lot_57.jpg
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, "Олень". Из собрания Газпромбанка

Справедливости ради отметим, что совриск коллекционируют не только банки — одним из крупнейших собраний обладает компания Microsoft, а до бума 90-х титаном арт-собирательства считалась Renault Group, начавшая покупать искусство еще в 1967 году.

Добрая мода

Cover.jpg

Мир моды может по праву считаться одним из лучших друзей искусства (хотя банки ему все-таки не переплюнуть). Как и другие корпорации, бренды не прочь собирать и поддерживать искусство. Некоторые из них даже основали собственные арт-институции. Одна из самых известных — Fondazione Prada, открытая Миуччей Прадой еще в 1993 году. С тех пор здесь успели пройти выставки Аниша Капура, Луизы Буржуа, Стива Маккуина и других знаменитостей от искусства. В 2015-м Рем Колхас построил фонду новое здание в Милане. Более молодой, но не менее знаменитый Louis Vuitton Fondation был основан в Париже в 2006 году, а в 2014-м обрел виртуозное стеклянное здание по проекту знаменитого Фрэнка Гери. Владельцу LVMH Бернару Арно есть что показать — его коллекция искусства считается одной из лучших в мире и включает работы Джеффа Кунса и Жан-Мишеля Баскии. Кроме того, фонд в разное время заказывал специальные проекты Олафуру Элиассону, Тарин Саймон, Саре Моррис и другим известным художникам. Не забудем и про впечатляющую коллекцию друга и конкурента Арно — Франсуа Пино. В собрании владельца Saint Laurent, Gucci и Balenciaga имеются работы Дэмиена Херста, Джеффа Кунса и Энди Уорхола. В 2009 году Пино открыл собственный музей в бывшем таможенном здании Punta della Dogana в Венеции. Правда, эта площадка не так знаменита, как начинания Прады и Арно.

Fondation-LV.jpg
Louis Vuitton Fondation

Справедливости ради отметим, что особую страсть мода питает не столько к современному искусству, сколько к наследию прошлого — бренды не жалеют денег на реставрацию исторических памятников. Так, в марте 2014-го Bvlgari дал €1,5 миллиона на "починку" знаменитых Испанских ступеней в Риме, Diesel не пожалел €5 миллионов на обновление моста Риальто в Венеции, в 2013-м Breguet отреставрировал несколько залов парижского Лувра, а Salvatore Ferragamo дал €600 000 на реновацию флорентийской Уффици... Но это уже немного другая история.

Читайте также:

Женщины в искусстве: кто есть кто

Теги: искусство