"Каспийский груз": "Нельзя отвлекаться и обращать внимание на критику"
Культура

"Каспийский груз": "Нельзя отвлекаться и обращать внимание на критику"

TrendSpace пообщался с одним из главных коллективов в русском рэпе.

Появление группы "Каспийский груз", состоящей из Тимура "Брутто" и Анара "Веса", по праву считается одним из главных событий в отечественном рэпе. Коллектив из Баку либо неистово хейтят, либо хвалят, не жалея комплиментов. 

Отдел культуры TrendSpace поговорил c дуэтом о новом альбоме, массовости, критике и первом выходе на сцену в 29 лет. 

Я был на одном из ваших концертов и убедился в том, что у вас очень широкая аудитория. Как вы думаете, в чем причина того, что вас слушают как простые подростки, так и условные "дядьки на "мерседесах"?

Брутто: С одной стороны, вопрос простой, а с другой – очень сложный. Ведь все люди слушают музыку по-разному. Кому-то важен мотив, кто-то слушает исключительно ради слов и смысла, а кому-то заходят подача и техника исполнителя. 

У нас, например, упор всегда был на слова. Мы стараемся писать просто и доступно. Для любого возраста и поколения. Да и тематика у нас не такая узкая. Даже если ты молод и слушаешь какую-то взрослую тему, ты примерно понимаешь ее, ведь ты ее либо в кино видел, либо от родителей о ней слышал. 

Вес: Даже добавить нечего. 

Всегда было интересно, каково было вам на первых порах воспринимать критику, негативные комментарии и безосновательный хейт. Все-таки вы начали заниматься музыкой уже в относительно взрослом возрасте. Это не тот случай, когда рэперами становятся в 17 лет

Брутто: Нельзя сказать, что мы повально читаем и читали комментарии. Хотя глаза все равно натыкаются на что-то. Видно, что эти хейтеры, скорее всего, хейтят всех. Наверное, у меня самого установка такая, что нельзя на это отвлекаться и обращать внимание. 

Потому что даже когда хвалят – хвалят очень субъективно. То есть хвалят одну песню, через пятнадцать комментариев ты видишь, что оценили ту же песню. У тебя может сложиться впечатление, что именно этот трек очень нравится людям, хотя он понравился всего лишь двоим. И ты вот сядешь, обдумаешь все и к следующему альбому начнешь писать похожие на эту песни, так как думаешь, что людям нравится такое. А нужно ведь всегда концентрироваться на себе. Как относительно плохих, так и хороших комментов просто не нужно читать. Тогда ты останешься собой в творчестве и будешь делать реально то, что тебе хочется.   

.JPG
На Весе: брюки и свитшот adidas Originals, бомбер Maison Margiela (Leform)          
.JPG
На Брутто: брюки Damir Doma (SVMoscow), поло Raf Simons (SVMoscow), плащ Vetements X Mackintosh (SVMoscow), кроссовки adidas Originals

Вы много и долго писали в стол, ничего не выпускали, считали треки сырыми, слишком простенькими, слабыми. Помните ли вы трек или момент, после которого поняли, что пришло уже время о себе заявить? 

Брутто: Все шло по накатанной. Грубо говоря, c момента, когда мы начали писать, до выхода нашего первого альбома ("Рингтоны для зоны". – Прим. TrendSpace) прошло очень много времени – где-то двенадцать лет. 

С одной стороны, писали в стол из-за того, что понимали, что до серьезных на тот момент рэперов мы не дотягиваем. С другой стороны, нами самими все это воспринималось как хобби. Сначала пришла любовь к рэпу, а потом – понимание того, как и на какие темы его нужно писать. Вот тогда мы начали уже выкидывать что-то в интернет. Это был, наверное, 2011 или 2012 год. Сначала были какие-то сольные треки Веса и, наверное, штук шесть-семь наших совместных треков уже как "Каспийский груз". 

.jpgНа Брутто: рубашка Off-White (Leform), брюки и пиджак Masnada (Leform), ботинки Marsell. На Весе: ветровка H&M, рубашка Undercover (SVMoscow), брюки Trussardi Jeans, кроссовки Reebok Classic

Когда ты записываешь трек и через некоторое время его переслушиваешь, то воспринимаешь уже иначе. Понимаешь, что неплохо получилось. 

После каких-то песен прикинули, что можно сделать альбом, например, из десяти треков, которые очень не похожи друг на друга, но при этом написаны в единой стилистике. 

Второй участник группы – Вес – по большей части молчит. Он внимательно следит за беседой, периодически что-то добавляет и одобрительно кивает, как бы подтверждая сказанные своим коллегой слова. 

В какой-то момент мне даже показалось, что причина необщительности собеседника во мне, но, как выяснилось во время перекура, Вес просто "терпеть не может все эти интервью". Вне комнаты же это общительный, интересный и максимально положительный человек. 

Уже после интервью, в перерывах между съемками, мы успели поговорить с ним на самые разные темы – как о "черной музыке" 1930-х годов, так и о разнице между жизнью в Азербайджане и России.   

Странный такой вопрос. На мой взгляд, вы стали заложниками образа, который даже не создавали. Условно человек видит, что "Каспийский груз" все хейтят. Он послушает в лучшем случае один-два ваших трека, которые ему не понравятся, и в голове у него сложится некий образ, что вся ваша музыка так себе, что она вся об одном и том же. Человек так и останется с мнением, основанным на нескольких треках. Не было ли у вас чувства, что это несправедливо как-то, что не должно быть так? 

Брутто: Слушай, ну это не странный вопрос. Это идеальный вопрос. Им задается вообще любой творческий человек с широким профилем. Если у него есть идея фикс донести каждую свою песню до каждого слушателя, если есть цель работать на массы, то ему будет очень обидно. 

Написал он условно бандитсткий трек, и его все послушали. Этот трек станет неким фильтром. То есть люди будут делиться на две категории – те, кому понравилось, и те, кому нет. Напишет он трек о любви, его послушает уже меньшее количество людей, то есть только те, кому понравился только предыдущий, про бандитов. Соответственно, они будут ждать от тебя еще одной бандитской песни, а ты выпускаешь песню о любви. Как антиреклама самому себе. 

Мне кажется, если я написал песню "Доедешь – пиши", если я в то же время написал трек "Табор уходит в небо", а еще могу написать песни о любви и о детстве, то найдутся такие же люди, которые воспримут все эти песни одинаково хорошо. 

Вот смотри, даже в магазинах масс-маркета есть такое разделение: здесь условно casual-отдел, вот тут отдел с одеждой для рэперов, а здесь спортивный. В этом цель магазина, чтобы разные люди собирались и находили для себя что-то подходящее. А есть маленькие бутики, у которых свой стиль, концепция, которые распространяются на всю новую коллекцию. По этой аналогии мы, скорее, относимся к бутикам, нежели к масс-маркету. 

Бит под текст или текст под бит?

Только текст под бит! Только. Без музыки вообще никак. Хотя каждый делает по-разному. Кто-то пишет сначала текст, а потом подставляет под него более подходящий бит. Но мы с Весом чаще всего делаем иначе. Берем хорошую музыку и целый день гоняем ее, подбирая какие-либо слова или напевы на птичьем языке. 

Предыдущий релиз "Каспийского груза" состоял из двух сольных частей – "The Брутто" и "The ВесЪ". Оглядываясь назад, можете сказать, верное ли это было решение? С коммерческий точки зрения?

Брутто: С коммерческой точки зрения, с маркетинговой, наверное, скорее, нет. Мы же изначально понимали, что это совсем не коммерческое мероприятие. Это работа для себя. Это важно, ведь даже ребята, ориентированные на массовость и заработок, на альбомах оставляют песни, которые они пишут для себя и с душой. 

Тут то же самое. Мы понимали, что многие наши слушатели не поймут некоторые треки до конца. Но очень хотелось воспользоваться этой возможностью, потому что эти мысли, тексты – они в голове крутятся, и если ты их не выплеснешь, то не сможешь работать дальше над другими проектами. 

Я реально очень доволен нашей работой. Без преувеличений. Доволен каждой песней, доволен тем, что нашел время сказать то, что мне очень хотелось. Вот у Дорна песня новая вышла (англоязычная композиция Collaba. – Прим. TrendSpace), и она не ориентирована на российский рынок. Но он это может сделать. Ему хотелось сделать так. Это очень круто! Видно, что человек делал для себя, и определенные люди это заценят. 

.JPG
Рубашка Off-White (Leform), брюки и пиджак Masnada (Leform), ботинки Marsell
.JPG
    Ветровка H&M, рубашка Undercover (SVMoscow), брюки Trussardi Jeans, кроссовки Reebok Classic

Возьми того же Эминема. Коммерческие работы с Dr. Dre, самыми популярными среди которых были композиции, где он высмеивал шоу-биз и работал на публику. Спустя годы он выпускает The Marshall Mathers LP 2, где все треки были написаны для себя. И вот это было сильно. Очень. 

Вот у Канье был альбом 808s & Heartbreak, который не хотели финансировать, и в итоге Канье выпустил его сам. И какой это имело успех! В музыке он многое им перевернул. Таких примеров масса. 

Раз уж о Западе заговорили, кого сейчас слушаете? 

Брутто: Много разной музыки слушаем. 

Брутто достает свой телефон, открывает Apple Music и показывает последние добавленные альбомы. Вот так мы в очередной раз отвлеклись от интервью на добрых полчаса. Говорили как об уже успевших стать классическими альбомах, так и о ярких новинках. Сошлись на том, что Tory Lanez уже не заходит и не прогрессирует, Post Malone слишком прост, а Sampha невероятно крут. 

Когда мы переключаемся на Веса, то понимаем, что плейлисты у участников группы очень похожи. Разве что Вес почаще отдает предпочтение року – классике вроде Placebo и Radiohead.

В будущем вернетесь к сольным релизам или это разовый эксперимент был?

Брутто: Ну это была работа скорее для души, нежели эксперимент. Мы ее сделали, теперь вернемся к привычному режиму и выпустим альбом как группа. 

Когда ждать новой музыки от "Каспийского груза"?

Брутто: У нас идет просто сумасшедшая работа. Вчера вот были на студии и ушли, только когда уши уже ничего не слышали. Много чего написано уже. Музыка, по крайней мере, готова полностью. Уже определены темы на все треки, готова часть припевов.  

Планируем выпустить альбом в сентябре. Почему так долго? Потому что мы хотим поработать над музыкальной составляющей. Слова словами, но хочется выпустить идеальный по звучанию альбом с богатыми аранжировками. 

Сейчас мы в процессе сложной работы, учимся многим техническим штукам. Современный рэп – это, наверное, самая технологичная музыка, если не брать электронику. Технические требования сегодня очень высокие – все должно плотно звучать, должна быть панорама, атмосфера. А раньше что было? Мотив, грув, чтобы музло перло, ну и слова. Нам же важна сама атмосфера. Нужно сделать так, чтобы человек, закрывая глаза, чувствовал твой трек. Чтобы он плавал в этом звуке.  

Не знаю, что будет с клипами или синглами и будут ли они выходить до альбома вообще, потому что основная цель альбома – поразить, прям поразить вообще каждого. Очень хочется это сделать. 

Количество треков, концепция – все, что есть?

Брутто: Мы не будем раскрывать секретов. Если ты наш слушатель, то ты скоро узнаешь, что это за альбом и как он будет называться. Скажу только, что в альбоме будет около пятнадцати песен.

Темы каждого трека абсолютно разные. Будет два кавера на альбоме. Один не особо известный. Другой – очень известный. В записи альбома нам помогают музыканты из екатеринбургской группы Groovbag. Мы создали себе базу, где работаем именно над альбомом. Около 50 квадратов, в самом центре стол с мониторами. Ходишь вокруг стола, слушаешь музыку, напеваешь. Часто там остаюсь один.

Мы работаем с иными стилями музыки. Почти каждая песня написана в стиле, которого в России еще не было. Вот у кого бы я что ни слушал, ничего подобного не слышал. Ни по обработке голоса, ни по каким-то сочетаниям инструментов. Здесь стоит цель показать, что в России можно писать свежую музыку не под копирку с Запада. Мы ведь понимаем, что у нас в основном, если хотят сделать свежо, то выдают референсы с Запада. 

У нас тоже есть несколько референсов на альбоме, но из 1970–1980-х годов. Давно смотрел видео, где Тимбаленд рассказывал, как работал над альбомом Джастина Тимберлейка. Он сказал, что просто брал все старые хиты в стиле диско или фанка. Ловил примерно тот же грув и тональность, но использовал другие инструменты. Что-то похожее мы пробовали при написании наших треков. Некоторые были из серии "а давай попробуем это соединить с этим, а здесь бас из нового, а здесь звучок из старого". 

Если ты что-то создавал в жизни, то в процессе у тебя наверняка были мурашки и мысли из серии "х** пойми, что получится, но мне нравится". Вот сейчас у нас такое состояние. Мы получаем максимальное удовольствие от того, что происходит. Когда человек такое испытывает, ему вообще не важен результат. Потому что те несколько месяцев своей жизни он провел в этом замечательном состоянии. Настоящая эйфория.

А как вам комфортнее работать – вместе или раздельно? 

Вес: Как коллективно, так и раздельно. С самого начала было так: писалась музыка, слова под нее, а потом мы собирались, слушали, обсуждали. Студия находится далеко от моего дома в Подмосковье, и у меня не всегда есть возможность приехать. В таких случаях ребята посылают мне демозаписи. Потом приезжаю на студию, и там уже делаем вещи.

.jpg
На Весе: свитшот Acne Studios (Leform). На Брутто: ветровка UEG (SVMoscow), пальто Haider Ackermann (SVMoscow), свитшот adidas Originals   

IMG_5922.JPG
Ветровка UEG (SVMoscow), пальто Haider Ackermann (SVMoscow), свитшот adidas Originals

.JPG
Свитшот Acne Studios (Leform), брюки Alexander Wang (Leform), кроссовки Reebok Classic ZOKU RUNNER

Совместные треки на новом альбоме будут? 

Вес: Пока рано задавать этот вопрос. 

Брутто: Ну есть какие-то люди, которых мы видим на альбоме. Но тут еще такой момент, что мы никому не отсылали и не показывали еще ничего. Вдруг кому-то не понравится или кто-то не сможет написать под это текст. Вот я вышлю тебе демо, скажу, что вижу на этом бите тебя, а ты себя сам на этом бите не видишь. Поэтому сложно об этом говорить. Совместных треков будет максимум пять.

.JPG
На Брутто: брюки Damir Doma (SVMoscow), футболка adidas Originals, тренч Off-White (Leform). На Весе: брюки Uniqlo, футболка adidas Originals, куртка Dries Van Noten (Leform)

Рэп ведь не самое очевидное занятие для парней из Баку, верно? 

Брутто: Да, в то время, когда мы начинали, я никого не видел в широких штанах. Никогда. У нас этого не было видно и слышно. Мы что-то делали втихаря и никогда не выступали. 

Чтобы ты понимал, наше первое выступление вообще состоялось в Москве, на нашем сольном концерте в 2013 году. Более того, я всего один раз был на рэп-концерте – у группы The Chemodan Clan.

Представляешь, я пишу рэп, но никогда не видел, как это, никогда не слышал, как это. Не работал с микрофоном вживую. Плюс, когда мы писались изначально, никто из моих знакомых не знал про это. Даже когда мы выпустили альбом, никто не знал. Приехали с выступлением в Москву – тоже никто не знал. Потом уже, после первых клипов, мне начали писать знакомые: "Это реально ты? Ты серьезно? А когда ты начал?" Они ведь меня знают всю жизнь, а тут такой сюрприз.   

А сколько лет вам было, когда первый раз вышли на сцену? 

Брутто: 29. Мы одногодки с Весом. Из одной школы, из одного класса.

Как начали общаться?

Брутто: Музыкальные интересы совпали. Понимаешь, я, например, когда рассказывал в классе про какой-то фильм, интересно это было только Весу. Потому что он тоже это смотрел. Пока учишься вместе, этот фильтр всегда срабатывает – понимаешь, с кем на какую тему можно поговорить. С кем-то только о траве, с кем-то – о кино. Да и вообще творческие темы у нас всегда совпадали. 

Оба слушали не ту музыку, что играла по радио, а ту, которую нужно было самому искать. Вплоть до 11-го класса, если бы я что-то сказал про артхаусное кино, то меня понял бы только Анар. Остальные на "Титанике" и "Терминаторе" росли. 

Не было ли такого, что после успеха стали вдруг появляться "старые друзья"?

Брутто: Ну если бы мы жили в Баку, то такие люди, наверное, появлялись бы. Но мы живем здесь, и я, например, вообще мало кого подпускаю к себе близко. Есть знакомые, с которыми мы можем увидеться по нужде. Но так, чтобы появились друзья, – нет. 

Вес: Ну всех, кто в жизни появляется, друзьями не назовешь. Я просто вообще более открытый для общения человек. Люблю с кем-нибудь посидеть пообщаться, но именно друзей здесь не появлялось. 

Брутто: А вот шакалы разные, конечно, были. Нам всегда звонят, ищут нас, говорят, давай стол накроем и все тому подобное. Даже какие-то известные личности ради своего инстаграма могут куда-то позвать. Я все это пресекаю. Это же все сразу видно, что человек хочет общаться не ради общения.   

.JPG
Брюки Damir Doma (SVMoscow), футболка adidas Originals, тренч Off-White (Leform)
.JPG
Брюки Damir Doma (SVMoscow), футболка adidas Originals, тренч Off-White (Leform)

Вы не ведете твиттер, а инстаграм есть только у Веса. Как так?

Брутто: Это все к тому, есть ли цель постоянно напоминать о себе или нет. Есть ли цель быть массовыми? Если бы была такая цель, то мы бы все завели. Но наша главная цель – донести музыку, донести слова. Где это можно сделать? На данный момент – только "ВКонтакте". Поэтому мы начали с него и продолжаем все тоже там. 

Я вот вижу, что рэперы пишут в твиттере, ну здорово. Им есть что сказать, и, наверное, они искренне верят, что слушателю важно их мнение. Мне, например, самому не хочется этим всем делиться, у меня есть мнение, но выставлять его мне не интересно. Главное, чтобы музыку слушали. Если ты внимательный слушатель, то ты можешь узнать нашу позицию о тех или иных вещах из наших треков. 

Как ваши семьи отреагировали на то, что вы, оказывается, рэп пишете?

Брутто: Моей маме приятно, что я добился чего-то в жизни. Она может похвалить, может поругать, может взглядом показать, что ты неправильно что-то делаешь. Или там два дня со мной не общаться. 

У меня ведь и до рэпа были достижения – в работе, в бизнесе. Мать понимает, в какой среде мы жили, понимает, что у нас была очень бедная семья. Она чувствовала, что в свое время ничего для нас не смогла урвать в силу своей скромности и воспитания. А наши соседи, например, смогли что-то левым путем прибрать. Мать просто всегда работала и думала, что жизнь будет такой же. В итоге Союз распался, и она поняла, что надо содержать семью.  

Когда увидела, что я добиваюсь успехов, ей было очень приятно. Приятно, что есть чужие люди, которые слушают ее сына, которым нравится то, что ее сын говорит. А отношения к рэпу у нее просто не было. Какое вообще отношение к рэпу бывает у взрослых людей того времени? Они на слово "рэп" отвечают, что это Децл, йоу. Это сейчас Баста известен каждому, Тимати известен каждому, а тогда все иначе было. 

Вес: Да у меня все примерно так же было. Все домашние нормально восприняли.

.jpg
Брюки Uniqlo, футболка adidas Originals, куртка Dries Van Noten (Leform)
.jpg
Брюки Uniqlo, футболка adidas Originals, куртка Dries Van Noten (Leform), кроссовки Reebok Classic ZOKU RUNNER

Стиль: Ира Кауфман, Инал Марзоев
Фотограф: Александр Кунда
Продюсер: Юлия Джитава

Благодарим Культурный центр ЗИЛ за помощь в проведении съемки.

Магазины: SVMoscowLeform, Trussardi Jeans, adidas, Reebok, Uniqlo, H&M