Художник недели: Трейси Эмин
Культура

Художник недели: Трейси Эмин

Краткий гид по творчеству британки.

Трейси Эмин, одна из главных представителей "молодых британских художников", родилась в 1963 году в британском городке Кройдон в мультикультурной семье: ее мать — британка, отец — турок-киприот, а прадедушка Эмин и вовсе был суданским рабом в Оттоманской империи. Детство и юность, которые художница провела в провинциальном Маргите, были омрачены страшным эпизодом — в возрасте 13 лет Трейси была изнасилована. Впоследствии ее работы нередко будут интерпретировать с оглядкой на оставшуюся после этого психологическую травму.

Прежде чем заняться искусством, Эмин успела попробовать себя в других сферах. В 1980-1982 годах она изучала моду в Medway College of Design, а в 1984-м — печатное дело в Maidstone Art College. Наконец, в 1987-м Эмин перебирается в Лондон и начинает изучать искусство в The Royal College of Art. Ранние работы художницы практически не сохранились — Эмин сама уничтожила их в начале 90-х, пережив два болезненных аборта. Позже британка назовет этот период "эмоциональным самоубийством".

tumblr_ns3hlkA0751u0k8dzo5_1280.jpg
Трейси Эмин

Как и другие представители "молодых британских художников", Эмин начинает строить карьеру в начале 90-х годов. В 1993-м вместе с другой знаменитой британкой Сарой Лукас она основала магазин с неприхотливым названием The Shop, где продавались  различные вещицы с их произведениями, а также работами других художников (среди них был и Дэмиен Херст). Тогда же Эмин предприняла забавную попытку изыскать средства на карьеру художницы — она разослала множество писем с просьбой пожертвовать £20.

Популярность к британке пришла довольно быстро — уже в 1993 году в ныне знаменитой лондонской галерее White Cube состоялась ее первая персональная выставка. С тех пор Эмин создала немало произведений, без которых не обходится ни одно уважающее себя издание о современном искусстве. Ее творчество отличается большим разнообразием — Эмин одинаково успешно занимается живописью, работает с неоновыми трубками, создает крупные концептуальные инсталляции. Объединяет не похожие друг на друга объекты одно — они связаны с очень личными, порой откровенными переживаниями художницы.

"Все, с кем я когда-либо спала"

TE561_3_AB.jpg

Один из первых громких проектов Трейси Эмин представила в 1995 году на групповой выставке в South London Gallery. Инсталляция "Все, с кем я когда-либо спала" представляет из себя большую синюю палатку, покрытую изнутри множеством имен. Несмотря на провокационное название, в этом проекте Эмин исследует не только сексуальность, но и человеческую близость вообще: помимо любовников художница перечислила имена родственников, с которыми спала в детстве на одной кровати (в том числе своего брата-близнеца), а также двух нерожденных детей. После выставки работу приобрел знаменитый галерист Чарльз Саатчи. К сожалению, интимная палатка Эмин была уничтожена в 2004 году в результате пожара в одном из хранилищ Saatchi Gallery.

"Моя кровать"

zexfwgkrjlbubtlja2g7.jpg

Кровать с разбросанными вокруг нее предметами занимает в творчестве Эмин то же место, что "Джоконда" — в наследии Леонардо или расчлененная акула во вселенной Дэмиена Херста. "Мою кровать" британка представила в 1999 году в Tate Modern. Незаправленное ложе выглядит весьма неприглядно: на простынях желтоватые разводы, на кровати и вокруг нее лежат пустые пачки из-под сигарет, использованные презервативы и прокладки. Задумка Эмин шокирующе проста: она попросту выставила собственную кровать, в которой провела несколько дней в предсуицидальном состоянии. В 2014 году "Моя кровать" была продана на аукционе Christie's за впечатляющие £2,5 миллиона.

"Неон"

IMG_8639.JPG

С конца 90-х Эмин создала серию работ из светящихся неоновых трубок. Художница сыграла на контрастах: яркие надписи, которые традиционно ассоциируются с рекламой (в том числе и различных секс-заведений), транслируют нам чувства, мысли и состояние человека. Часть из них провокативны — чего стоит Is Anal Sex Legal ("Легален ли анальный секс") 1998 года или серия Legs I, представленная на Венецианской биеннале в 2007 году. Другие, напротив, трогательны: You Forgot To Kiss My Soul или You Loved Me Like a Distant Star (избавим вас от пошловатого перевода на русский). Используя максимально искусственный, "холодный" материал, Эмин умудряется донести до зрителя интимное переживание. В этом смысле неоновые "вывески" могут послужить символом всего ее творчества.

__TE_Legs_IV_purple_hr0.jpg

16811.jpg

TE1523.jpg

TE561e_1_AB.jpg
Everyone I Have Ever Slept With

6.jpg
The Last Thing I Said To You Is Don't Leave Me Here 

25A441D800000578-0-image-m-66_1423875520618.jpg
Sometimes I Feel Beautiful

20131129_Hirst_collection_08.jpg
Trying on Clothes From My Friends

CB20150555 TRAC2840.jpg

P11567_10.jpg
Sad Shower

T11888_10.jpg
Outside Myself