Художник недели: Цай Гоцян
Культура

Художник недели: Цай Гоцян

Краткий гид по творчеству китайца.

Цай Гоцян родился в 1957 году в городе Цюаньчжоу. Семья у будущей звезды мировой арт-сцены была, как бы сказали у нас, интеллигентская: отец был каллиграфом и мастером традиционной живописи, а мать - историком. Юность художника пришлась на эпоху китайского коммунизма во всей красе: как и в СССР, парады и фейерверки были постоянным атрибутом народных гуляний. Позже Гоцян признается, что не раз видел, как "порох использовали и в хороших. и в плохих целях". Ранние впечатления оказали сильное влияние на творчество художника, которое невозможно представить без взрывов и пороха.

DlokMBqIFBQ.jpg
Цай Гоцян

Образование Гоцян получил художественное, но не по части изобразительного искусства - он изучал сценический дизайн в Шанхайском драматическом институте. Еще студентом Цай создавал живописные работы масляными красками, в которых нередко использовал жженый порох. Всерьез кспериментировать с этим впоследствии прославившим его материалом Гоцян начал в Японии, где проживал в 1986-1995 годах. Свои первые "взрывные" работы художник поэтично окрестил "Проектами для инопланетян": с помощью взрывчатого вещества китаец стал создавать в небе масштабные композиции из пыли, огня и дыма. В своих работах художник исследует идею мимолетности искусства, случайности как выразительного средства, покоряет силу разрушения, направляет ее в правильное русло - на благо красоты.

Один из первых известных проектов Гоцян создал в 1993 году. На задворках пустыни Гоби, где заканчивается Великая китайская стена, художник выложил почти 10-километровую дорожку пороха: спустя 15 минут после поджога в небе появился исполинский силуэта китайского дракона, традиционного символа имперского могущества Поднебесной. Цай призвал пересмотреть взгляды на наследие прошлого и впредь искать в нем не агрессивные, а созидательные и жизнерадостные источники вдохновения. Взрывы Гоцяна рождают самые разные образы: в 2002-м он создал радугу (Transient Rainbow) для нью-йоркского МоМА, а в 2005-м - торнадо (Tornado) для вашингтонского Kennedy Center for the Performing Arts.

blossoms_02.jpg

2014_elegy_a3878_act1_jjy_008_ltr.jpg

Врочем, работает китаец не только с взрывчатыми веществами. В 2004 году он создал инсталляцию, изображающую взрыв метафорически: в атриуме Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке он подвесил девять автомобилей, из которых лучами расходились светящиеся трубки (Inopportune: Stage One). Также Гоцян не редко работает с копиями животных: иногда звери, в природе поубивавшие бы друг друга, мирно стоят на водопое, иногда складываются в экспрессивные композиции. Так, инсталляция Head On состоит из 99 волков в натуральную величину, "летящих" в воздухе и ударяющихся об стену из плексигласа.

sZchpGvqibw.jpg
Head On

fiyjOCy-ezo.jpg

В 2006-м Цай представил на крыше Метрополитен-музея четыре работы, посвященные теракту 11 сентября. Каждая по-своему интерпретировала трагедию. Одна представляла из семя темное облако, зависшее в воздухе (Sky Black Cloud), другая - монолитный кусок стекла, у которого лежат копии мертвых птиц (Transparent Monument). Nontransparent Monument представляет из себя скульптурный рельеф в камне, а Move Along, Nothing To See Here - инсталляцию из двух резиновых копий крокодилов в натуральную величину, проткнутых ножами, конфискованными на американской таможне.

708477136_ff01942581_b.jpg
Move Along, Nothing To See Here

4337078277_cfd94d152b_b.jpg
Transparent Monument

Помимо многочисленных работ на счету Цая Гоцяна также кураторство Венецианской биеннале 2005 года, а также разработка визуальных эффектов церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине в 2008 году - не зря она прослыла одной из самых зрелищных в истории.

Cai-Guo-Qiang-exh_ph016.jpg
Inopportune: Stage One

Schell-Cai-Guo-Qiang-3-1200.jpg
Silent Ink

Huangpu-River-TheNinthWave-Shanghai.jpg

blog-Cai-Gou-Qiang-inopportune-stage-two-KMM.jpg
Inopportune

bang-cai-guo-qiang.jpg