Наркотики, насилие, доминация: почему мы смотрим страшные сериалы
Культура

Наркотики, насилие, доминация: почему мы смотрим страшные сериалы

Психоаналитики рассказывают о привлекательности ужасающих вещей.

"Игра престолов" (Game of Thrones)

maxresdefault.jpg

TS: Это сегодня мы уже смотрим на парочку Ланнистеров как на нечто само собой разумеющееся и даже не перестаем ужинать, пока на экране собаки рвут младенца с матерью. Но вспомните, как все начиналось несколько лет назад. "О боже, посмотри этот сериал, там столько секса, там столько насилия!" 

Ольга Кузнецова, психоаналитик: "Секс и насилие — наши базовые потребности, и они будут завораживать человека всегда. Но секрет успеха сериала несколько в другом. С одной стороны — это сказка, а с другой — правдивая история. Человек стремится к дуальности, миру, где есть белое и черное, хорошее и плохое, ведь такой мир прост и ясен. Но реальный мир устроен не так. И это получилось передать у создателей сериала: в нем нет плохих и хороших, нет главных и второстепенных, убит может быть любой. А такие свойства, как доброта, чувство долга, жестокость и ненависть, с легкостью сочетаются в одном персонаже. Подобная неоднозначность суждений и оценок заставляет каждого зрителя обратиться к собственному внутреннему конфликту".  



Алексей Крумилов, психотерапевт: "Тема кровосмесительного секса или тотальной сексуальной доминации идет красной нитью из тех времен, когда люди рубили головы просто за косой взгляд или опрометчивый комментарий. Все это взывает к архаичным инстинктам, которые современный человек утратил. Мораль и общественные устои встали стеной между нами, а порой так хочется рубануть соседа, который в очередной раз занял два парковочных места. Современный мир лишен этого первобытного веселья".

"Карточный домик" (House of Cards)

House-of-Cards.jpg

TS: Фрэнк Андервуд, ах ты самый обаятельный и сексуальный на свете сукин сын.

Ольга Кузнецова: "В жизни есть проигравшие и победители. И победителей куда меньше, чем проигравших. Очевидно, что в собственных фантазиях большинство из нас не на пьедестале. А главный герой "Карточного домика", бесспорно, умный, хитрый, дальновидный, смелый, беспринципный человек. Он неуязвим, так как ради победы готов пожертвовать абсолютно всем: женой, совестью или даже свободой. При просмотре сериала большинство из нас отождествляют себя с героем Кевина Спейси и вместе с ним испытывают адреналин от очередной победы".  

Алексей Крумилов: "Для российского зрителя этот сериал — новый взгляд на американскую политику (у них тоже тоталитаризм, всех за яйца держит президент и нет никакой демократии). В "КД", как ни в каком другом сериале ("Борджиа" или "Рим") политика показана как особо грязное дело, даже в таком "оплоте демократии", как США. Кроме того, интересны соприкосновения линии сериала с событиями из реального мира (ведь каждый сезон тем или иным образом их отражает).  

"Бесстыдники" (Shameless)

o-SHAMELESS-SHOWTIME-facebook.jpg

TS: Как так можно жить вообще?!

Ольга Кузнецова: "Маргиналы из "Бесстыдников" не ноют, несмотря на то, что находятся в полной жопе. Главная героиня — невероятно стойкая, что восхищает. А главное: они семья, и что бы ни случилось, все приходят на помощь друг другу. И что немаловажно: их семья далека от идеала, как и миллионы семей по всему миру, но остается вместе".  

Алексей Крумилов: "Бесстыдники" дают возможность погрузиться в мир, который нам неведом. А если ведом — то найти в событиях сериала поддержку: все негативные поступки оправдываются тем, что, мол, иначе поступить было нельзя. Кроме того, основной темой сериала являются сложные детско-родительские отношения, которые случались у каждого из нас, это такая же архаика, как секс, насилие и анархия".  

"Гриффины" (Family Guy)

150212-news-family-guy.jpg

TS: Сэт Макфарлейн (создатель шоу) выпустил 14 сезонов самого возмутительного, неполиткорректного и грубого мультсериала в истории. Забыли добавить — и одного из самых популярных тоже.

Ольга Кузнецова: "Этот мультфильм — в целом протест против повальной толерантности американского общества, доходящего порой до абсурда. Есть такая шутка: если ты белый мужчина, гетеросексуал и не инвалид, то у тебя нет шанса получить работу. "Выживает сильнейший" — еще один наш базовый инстинкт, вот и думайте, какой сильнейший внутренний протест вызывает толерантность. Пожалуй, тут я остановлюсь, пока меня не закидали камнями".  

Алексей Крумилов: "Современный мир цензурирует нашу речь и поведение. Ты не можешь многого. А Гриффинов никто не цензурирует. Всегда смешно смотреть, как человек терпит неудачу, падает, ломает конечности, но ты не можешь над этим от души поржать, ведь общество воспримет тебя как мерзского урода. В каком-то смысле это юмор Чарли Чаплина, только без присущего ему романтизма". 

"Во все тяжкие" (Breaking Bad)

d036a5ca6a364754264cd3e59be99c1d.jpg

TS: Джесси, пора варить. Джесси, пора убивать. Джесси, пора в рабство. 

Ольга Кузнецова: "Думаю, тут все дело не только в наркотиках и криминале, что, безусловно, привлекательно, как все запретное. Дело еще и в главном герое. В начале сериала он — ничтожество, его жена вытирает об него ноги, его никто не уважает, даже собственный сын. По ходу действия мы видим эволюцию бедолаги в отвязного бандюгана, злостного убийцу. Это мечта каждого униженного, побитого, доведенного до ручки человека. Это своего рода репрезентация фантазии чуть ли не каждого живущего в этом мире. Неужели вас никогда не унижали? Вот и вспомните, о чем вы мечтали".

Алексей Крумилов: "Первично то, что герой является до определенного момента образцом порядочности. Но после определенных событий благими намерениями он выстраивает себе дорогу в ад. История хорошего парня, погрязшего в дерьме по самые уши, история человека, который ради личного блага сотворил много несчастья, возможно, не осознавая этого. Разве это не интересно?"