С Первомаем: 5 знаковых произведений соц-арта
Культура

С Первомаем: 5 знаковых произведений соц-арта

"Слава КПСС!"

В контексте современной российской действительности было бы логично отпраздновать Первомай подборкой творений художников-соцреалистов — они нынче в чести. Однако мы решили пойти наперекор официозу и выбрали пять показательных произведений диаметрально противоположного течения — соц-арта.

"Двойной автопортрет", Виталий Комар и Александр Меламид

p_16_6_5.jpg

Виталия Комара и Владимира Меламида по праву считают отцами-основателями соц-арта. В 1970-х художники одними из первых подвергли критическому анализу каноны социалистического искусства и наполнили его новыми, если угодно, оппозиционными смыслами. Как баночки супа Campbell в поп-арте, символы и образы соцреализма осмысляются ими как часть массовой культуры. Вместо героев советских плакатов Комар и Меламид изображали собственных знакомых, а граненые хрустальные стаканы превращали в часть натюрморта в духе голландской живописи XVII века. В работе 1972 года "Двойной автопортрет" художники изобразили самих себя вместо Ленина и Сталина на классическом медальоне — в 1974 году картина была уничтожена во время знаменитой "Бульдозерной выставки".

"Слава КПСС", Эрик Булатов

bulatov.jpg

Среди множества работ виртуозного Эрика Булатова мы выбрали самую показательную. В полотне "Слава КПСС" сочетаются сразу несколько типичных образов и приемов художника: подернутое облаками небо, графичность, работа с текстом. Если небо — символ естественной свободы человека, то агрессивно-красный кондовый советский лозунг — клеймо, тюремная решетка, самодостаточная в своей навязчивой монументальности.

"Встреча двух скульптур", Леонид Соков

KMO_121188_00782_1_t210.jpg

Художник Леонид Соков создал множество работ, иронически обыгрывающих государственную символику. Чего стоит его работа "Медведь и Орел", в которой красный символ России совершает, скажем так, сексуальное надругательство над американским гербом. В небольшом объекте "Встреча двух скульптур" Соков прямолинейно сталкивает лбами легкость прогрессивного западного искусства и монументальность советской скульптуры: рядом с коренастым Ильичом "Шагающий человек" Альберто Джакометти выглядит хрупким и беззащитным, а оттого — человечным (в отличие от лидера большевиков).

"Фундаментальный лексикон", Гриша Брускин

49033548_1253702097_detal_.jpg

Мифология советского мироустройства — одна из главных тем в творчестве художника Григория "Гриши" Брускина. Удивительным образом реалии СССР переплетаются в его творчестве с религиозными и мистическими силами. Уже в ранних работах он разрабатывает структуру, уподобляющую произведение искусства (а вместе с ним и мир вообще) некой книге мироздания. В работе 1986 года "Фундаментальный лексикон" вносит в геометричную "матрицу" множество фигурок, держащих официальные эмблемы Страны Советов.

"Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви", Дмитрий Врубель

7824263920_9e4436cfcf_b.jpg

В 1989 году Дмитрий Врубель написал на рухнувшей Берлинской стене одну из самых знаменитых граффити в мире. "Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви" — плоть от крови соц-арта. Взяв исторический кадр, запечатлевший поцелуй генсека Леонида Брежнева и руководителя ГДР Эриха Хонеккера, художник превратил его в уличную "настенную роспись", снабженную едким комментарием на злобу дня — знаменитый поцелуй лидеров скрепил военный договор между двумя государствами, которые в 1989-м оказались на смертном одре.

Теги: искусство