Сергей Сельянов: "Сильное высказывание – удел немногих"
Культура

Сергей Сельянов: "Сильное высказывание – удел немногих"

Режиссер рассказал о трендах российской киноиндустрии.

По дороге из Москвы в Петербург на "Красной стреле" режиссер Сергей Сельянов рассказал Forbes о свободе в киноиндустрии, сценарных трудностях и своем последнем проекте. TrendSpace публикует отрывок из беседы.

647A9548.jpg

Сергей Сельянов:

Сейчас, в сравнении с советским временем, просто рай для тех, кто хочет снимать кино. Бери и снимай, показывай, прокатывай, продавай. Хоть кинотеатр открывай.

Но со сценариями все так же?

Это всегда было и будет. Сильное высказывание – это удел немногих во все времена. В советское время сильные работы нередко появлялись из-за ограничений. Потому что настоящего мощного художника эти ограничения только мобилизуют. Ограничения вообще полезны в каком-то смысле, но ратовать за них – это тоже глупо. Когда тебя давят, а в тебе есть сила, она все равно превозмогает это давление, она находит способ проявить себя, и эта энергия сжатия переходит в энергию какого-то освобождения, расширения, вот этого самого творчества, высказывания. То есть абсолютная свобода, которая у нас есть сейчас, она, конечно, вот эту энергию не вырабатывает, ты должен сам ее внутри себя найти. Может быть, в последнее время не так много мощных высказываний именно в условиях этой самой свободы. Не привыкли пока.

Плохо, что режиссеры перестали генерировать идеи.

Ваш новый проект «Салют-7» (прим. ред. – полнометражный художественный фильм «Салют-7» основан на реальных событиях 1985 года, связанных с одноименной советской орбитальной станцией) был вашей идеей или сначала появился сценарий?

"Салют 7" – это был сценарий. Александр Самолетов делал документальный фильм про эту историю, и Наталья Меркулова и Алексей Чупов решили, что да, это мог бы быть игровой фильм. От этого, собственно, первоначального сценария мы начали проект развивать. Достаточно сложно это происходило, долго. Но если я чего-то хочу, мечтаю – я начинаю это реализовывать. Другой вопрос, получится или нет. Сначала на сценарном уровне – самый важный этап. По стране, да и во всем мире это очень большая проблема. Вот это "Ищу идею!", которое я вам описал, по-прежнему никуда не делось. Сложно и плохо еще то, что режиссеры перестали генерировать идеи. Раньше считалось, что режиссер должен чего-то хотеть. Сейчас все изменилось, и режиссер говорит: "Я готов, я могу сделать, что угодно, я – профессионал". Это нормально, наверное, но жаль, что режиссеры перестали предлагать идеи, тренд сменился. И сценаристы практически ничего не предлагают, как правило. Хотя, безусловно, есть исключения. Тот же "Салют" – это исключение.

647A9567.jpg

Почему сменился тренд? Люди перестали придумывать?

Нет, молодые сценаристы пишут, присылают, мы читаем. Но поскольку они молодые, то, как правило, сценарии никуда не годятся. Но мы встречаемся, знакомимся, если какой-то талант ощущается. Из 1400 сценариев, которые поступают в кинокомпанию СТВ в год, может быть, один заслуживает того, чтобы начать его разрабатывать в производство. Такой КПД. А вот те немногие, которые уже что-то могут, за их спинами есть вполне себе проекты успешные – они ничего не предлагают. Это не жалоба, просто мне жаль – кумулятивно мы могли бы в месяц генерировать больше идей. Мы готовы их генерировать. Зрительский кинематограф практически на 100% стал продюсерским. Все переложилось на продюсера. Ну, это вроде его зона ответственности. Может, даже кто-нибудь думает так: я вроде и хочу что-то предложить, но это же...

...Не мое уже, да?

Не мое уже, да. Что я буду там этим предлагать, меня же и осмеют. Вот пусть они и придумывают.

Читать полную версию интервью

Теги: Кино