На злобу дня: уличные художники о границах и ограничениях
Культура

На злобу дня: уличные художники о границах и ограничениях

В рамках летней программы Музея стрит-арта.

Если Невский, Дворцовая площадь, Исаакий и прочие имперские красоты Петербурга вас утомили, смело покидайте великодержавный центр и отправляйтесь на индустриальный восток города. Здесь, на действующем Заводе слоистых пластиков, находится Музей стрит-арта, где масштабные граффити, корнеры с уличной едой и лаундж-зоны под открытым небом наверняка заставят по-другому взглянуть на питерскую культурную жизнь. В музее стартовала новая летняя программа и выставка "Через границы / Сквозь ограничения" — свои проекты представили 17 стрит-артистов со всего мира. Мы побывали на выставке, выбрали 5 запоминающихся работ и расспросили художников об ограничениях в их собственной жизни и искусстве.

Клеменс Бер, Германия

IMG_2185.jpg

В центре музейного двора разместилась причудливая конструкция-лабиринт "Последний рубеж". Использовав отходы местного производства, немец Клеменс Бер создал инсталляцию, состоящую из множества дверных проемов. Художник наделяет дверь метафизическим смыслом, превращает ее в символ человеческого выбора, который всегда оказывает влияние и на судьбы окружающих — когда гость лабиринта открывает дверь, она закрывается для кого-то другого.

"В своих работах я сталкиваюсь с ограничениями практического свойства: силой земного притяжения, проблемой фиксации частей объектов, спецификой материалов. Конечно, существует и ограничение во времени, что влияет на продуктивность. Сами работы тоже сталкиваются с ограничениями: с интересом или безразличием зрителя, с собственным медленным разрушением".

Филиппо Минелли, Италия

IMG_2180.jpg

Итальянец Филиппо Минелли представил сложный проект с политической остринкой. Частично он состоит из снимков пограничных зон в разных уголках мира: от брошенных бункеров НАТО на голландско-бельгийской границе до просторов между Мексикой и США, где Дональд Трамп мечтает возвести свою стену. Параллельно итальянец развесил скриншоты переписки в WhatsApp — историю собственных кафкианских бюрократических метаний в попытке получить российскую визу. Минелли демонстрирует, что и сегодня границы представляют из себя мощную силу, влияющую на человеческую жизнь.

"Ограничения и самоограничения — это нормальная часть жизни. О многих ограничениях в своей жизни я могу даже не догадываться, но когда сталкиваюсь с ними, пытаюсь либо преодолеть, либо свыкнуться с ними — в зависимости от того, в чем больше смысла. Это род ежедневных упражнений. Я любопытный человек, предпочитающий сомнения полной уверенности в себе и своих идеях".

Мерин Хос, Нидерланды

IMG_2198.jpg

Разноцветные круги голландца Мерина Хоса на первый взгляд походят на милую декоративную абстракцию. На самом деле проект "Погрузившись в сон" транслирует тонкую философскую мысль. Геометричное противостояние черного и белого постепенно превращается в насыщенную сложную палитру перетекающих друг в друга цветов. Чем-то это напоминает хаотичное деление живых клеток, наблюдаемое в микроскоп. По задумке художника, совершенства можно достичь, лишь отказавшись от четких правил в пользу иррациональных порывов. По крайней мере, в творчестве.

"Поделюсь очень личной историей. У меня СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности. Из-за этого мне пришлось установить для себя множество ограничений, чтобы нормально функционировать и не жить на лекарствах. Каждый день я просыпаюсь в одно и то же время, завтрак готовлю еще перед сном, чтобы с утра не потерять концентрацию. У меня дома все вещи должны лежать на своем месте, чтобы не приходилось их искать. Это лишь несколько примеров из множества вещей, которые мне приходится делать, чтобы сохранять способность нормально мыслить. Это очень ограничивает и порой сводит меня с ума, но без этих правил моя жизнь превратилась бы в полный хаос".

Джазу Янг, Корея

jazoo_02.jpg

Проект "Точки" кореянка Джазу Янг начала еще на родине — с помощью традиционных чернил инжу художница оставляет на стенах множество отпечатков пальцев. Традиционно в Корее отпечаток служит эквивалентом подписи, поэтому каждая "точка" символизирует след, оставляемый человеком. Так Янг размышляет над проблемой мигрантов и беженцев в современном мире — в питерском варианте "Точек" вместе с художницей отпечатки оставляли местные рабочие-мигранты из Узбекистана.

"С самого начала мне было сложно адаптироваться к консервативному арт-миру Кореи, где существует много ограничений. Сейчас я пытаюсь создать собственное пространство, где я могла бы развиваться как художник. Каким бы маленьким оно ни было, мне хочется создать и развивать его самой".

Валерио Винченцо, Нидерланды

5452.jpg

В нескольких прохладных залах разместилась часть выставки, посвященная фотопроектам. Один из них — "Линия границы, пределы мира" — принадлежит голландскому фотографу Валерио Винченцо. В отличие от большинства участников, стрит-артистом его не назовешь, но Винченцо тоже поработал под открытым небом: художник исколесил Европу в поисках живописных мест, по которым проходят границы между государствами, причем самым неочевидным образом. Где-то это лишь перекошенный столбик, где-то — едва заметная разметка, где-то — вовсе нетронутая лесная опушка или морское побережье. Таким образом, границы в современном мире (особенно в сплоченном ЕС) утрачивают исконные функции, размываются и превращаются в географическую абстракцию.

"В своем творчестве я стараюсь быть максимально свободным, но в рамках определенных правил, которые я сам определяю перед началом работы над каждым отдельным проектом. Креативность лучше всего проявляется на фоне этого противостояния ограничений и свободы. Например, для проекта "Линия границы" я установил для себя правило делать снимки на границе двух стран, а затем свободно путешествовал по Европе, придерживаясь его. В целом фотография как вид искусства связана с ограничениями: снимок — это своего рода рамка для части видимого мира".

IMG_2179.jpg
Кирилл Кто, "Непонятное"

IMG_2176.jpg
Gaia & Mata Ruda, "Если столица может переехать так легко, почему тела не могут?"

IMG_2209.jpg
Spy, "Корзина"