Культура

«Золотая Маска» — как новые технологии меняют театр

Ради участия в фестивале, театры делают все возможное, чтобы их самые топовые спектакли полюбились членам жюри, но, прежде всего, зрителям. Разного возраста, статуса и вкуса. А значит, нужно удивлять. Привлекая современные технологии.

Мобильное приложение для тифлокомментирования

Стать зрителем «Золотой Маски» для многих — мечта. Одно дело подкрепить свое намерением покупкой билета на спектакль, другое — понимать, что возможности видеть и слышать любимых актеров на сцене просто нет. Так было раньше. С недавних пор организаторы фестиваля приняли решение расширить аудиторию, запустив программу для тифлокмментирования. 

Мобильное приложение «Искусство. Вслух» было разработано еще в конце 2017 года. Оно содержит лаконичные словесные описания и пояснения, предназначенных для слепых и слабовидящих, — к ряду спектаклей, участвующим в программе фестиваля «Золотая маска». Незрячих людей приглашают на такие постановки как «Гадкий утенок» (6 апреля) или «Безымянную звезду» (13 апреля) в РАМН.

Лучшее время для театра — в кино

А что, если просто нет возможности очутиться в нужном месте на долгожданном спектакле? Не проблема, тем более, если новые технологии дают возможность стать зрителем номинанта на «Золотую Маску» – только для этого нужно прийти в кино. Уже четыре года подряд, лучшие спектакли главных театров России доступны для более широкой аудитории. Зрителями проекта «Золотая Маска в кино», который организует Сбербанк, стали жители более чем 60 городов страны. Благодаря этой инициативе, любители театра из городов европейской части России и Урала могут смотреть спектакли, выигравшие премию в прошлые годы, а также новичков, причем, в одно время со зрителями в залах столичных театров. В регионах, время в которых существенно расходится с московским, спектакли показывают в записи. В этом году планируют демонстрацию знаменитого «Иванова» Театра Наций, в нем играют Евгений Миронов, Чулпан Хаматова и Елизавета Боярская, также номинированные на «Золотую маску» 2018 года.

Суини Тодд.jpg

Все решит компьютер

Просто смотреть спектакль? Нет, неинтересно! В этом уверена немецкая театральная группа «Римини Протокол» с их иммерсивным спектаклем в номинации «Эксперимент». Здесь нет актеров, есть одни лишь зрители, которые и становятся его главными героями. На протяжении двух часов за столом происходит дискуссия, направление которой задает компьютерная игра. Вопросы, на которые предстоит отвечать зрителям, касаются частного и общественного, социальных проблем и их личного отношения к ним.

Интеллектуальный аттракцион

Еще одна находка «Золотой Маски» в этом году - Театр взаимных действий, в который входят лишь художники и сценографы. Театрализованная «музейная» экспозиция рассказывает о вымышленной высадке инопланетян в Томской области. Экскурсоводы знакомят зрителей с «артефактами»: архивными документами КГБ, макетами зоны высадки НЛО, аудиозаписями свидетельств, а зритель, в свою очередь,  погружается в мистику.

Демократия.jpg

Чувствовать все

На сцене Дворца на Яузе можно посмотреть одноактную оперу Пермского театра оперы и балета, посвященную американскому поэту, основоположнику англоязычной модернистской литературе Эзру Паунде. Ее исполняют на английском, французском, греческом, латинском и других языках. Фонетический ряд с помощью обработки в специальной компьютерной программы в этом спектакле становится даже не частью музыки, а самой музыкой. Размыта и граница между игровым и зрительским пространством: зрители располагаются прямо на сцене. Таким образом, присутствующие становятся вовлеченными в череду картин: поддержку фашизма, ареста, военной тюрьмы, суда, десяти лет в психиатрической больнице, смерти в Венеции. Вот это называется — чувствовать театр.