Один вопрос: кому оставлять чаевые?
Стиль жизни

Один вопрос: кому оставлять чаевые?

Расим Акперов, Ирина Чайковская, Мария Лобанова, Галина Юдашкина, Элен Манасир, Саша Сутормина и Мария Капшукова рассказали о своем отношении к поощрению обслуживающего персонала.

Эксперт по этикету Илья Бабичев рассказал TrendSpace.ru, кому и когда нужно оставлять чаевые: «Есть разница между официантом и мастером. Общепринятый размер чаевых для официантов составляет 10% от суммы заказа. Официанты — это бедные мальчики на побегушках. Когда-то знатные мужи давали на чай им, дабы казаться более чинными в глазах окружающих, и считалось дурным не оставить на чай гарсону, так как он действительно нуждался в этом. А мастера салонов — это современно, и на чай им оставить имеет право только мужчина».

Друзья TrendSpace.ru поделились своим мнением о чаевых и рассказали, кому, когда и сколько они оставляют на чай.


Ирина Чайковская, искусствовед, блогер 

«Чаевые — неотъемлемая часть моей жизни. Уважающие себя люди просто обязаны давать на чай, и чем больше, тем лучше. Я не задумываюсь о размере зарплат обслуживающего персонала — в салонах красоты, ресторанах и других общественных местах. Я просто хочу, чтобы меня приняли как родную и в случае необходимости взяли без записи и хорошо обслужили. 

Хотя наша жизнь сейчас стала более комфортной и везде можно расплатиться кредитной картой, я всегда беру с собой наличные, потому что знаю, они уйдут на чаевые. Если нет с собой наличных, то в таком случае я просто плачу картой, добавляя размер чаевых, а персонал мне дает наличные, которые я отдаю парикмахеру или официанту. Когда обслуживают плохо, конечно, думаешь про себя: «На чай ты больше не получишь», но я все равно оставляю, иначе мне будет за себя стыдно. Правда, однажды было такое, что официант меня просто довел, и я сказала ему об этом  вслух. Как правило, в таких случаях я просто обращаюсь с жалобой к менеджеру, после чего меня встречают как любимого клиента».

4.jpg

Расим Акперов, бизнесмен 

«Если персонал плохо справляется со своей работой, то это повод не давать на чай, но я все же оставляю. К счастью, мы живем не в США, где чаевые превратились в обязательный платеж. Лучший рецепт хорошего обслуживания — это твой внешний вид (у нас до сих пор встречают по одежке в любых заведениях), доброжелательность и частота посещения заведения. Есть один фокус: даешь хорошие чаевые в первый раз, а при следующем посещении можно снизить планку — тебя уже полюбили!»


Саша Сутормина, ресторанный критик журнала SNC

«У тех, кто когда-то работал в сервисе, не возникает вопросов, кому и сколько нужно оставить чаевых. Важный момент: никто никому ничего не должен. Поэтому все должны выполнять свою работу как минимум неплохо. Тогда и с чаевыми все будет в порядке. Считаю, что перекладывать на плечи клиента зарплату человека, который не может сделать свое дело, — сомнительная бизнес-модель.

Думаю, дать на чай в ресторанах меньше 10% можно только в случае, если вам принесли кашу с тараканом и обозвали блондинистой сучкой. Я всегда даю чаевые барменам, если я просидела за стойкой три часа и он вытирал мои слезы, мешая мне «Блади Мэри», маникюрше, парикмахеру, массажистке, если они это заслужили, портье, носильщику и гардеробщику в случае хорошего обслуживания и обязательно парковщикам и заправщикам».

1.jpg

Мария Капшукова, блогер «Бешенство Машки»

«Минимально нужно оставить 10% чаевых. В тех же случаях, если меня плохо обслуживают, я оставляю совсем немного, чтобы мне, наверное, в следующий раз этот же официант не плюнул в тарелку. По чаевым, которые оставляет молодой человек, можно сразу определить его щедрость. Есть такие мужики,  которые вообще не оставляют чаевых, — это показатель жлобовидности и скупердяйства. Если мужчина считает, что кельнеру он ничего не должен, то ясно, что он не будет дарить вам подарки и лишний раз выкладываться на ваши нужды. Каждый нормальный мужчина, приглашающий девушку в ресторан, должен показать себя с лучшей стороны.


Мария Лобанова, колумнист TrendSpace.ru, ресторанный критик

«Если официант хочет получить чаевые, то я ожидаю от него хотя бы отсутствие явных проколов — суп должен быть горячим, лимонад холодным, а еда на столе — та, что заказывали, а не та, которую официант запомнил. Из ложного чувства долга поощрять дураков я не собираюсь. 

Если все сносно, а уж тем более круто, то чаевые приходится раздавать пачками. Во-первых, косметологам, стилистам и прочим добрым людям, от позитива и настроения которых зависит моя внешность. Кто я без них? Представить страшно. Поэтому и несу чаевые как жертвоприношение божкам красоты. Всегда даю чаевые парковщикам, курьерам, горничным и поварам друзей.

Сложность возникает, если услугу оказывает владелец бизнеса. В таких случаях я заказываю красивый букет или отправляю бутылку шампанского. Я всегда принципиально оставляю чаевые, считая, что это создает цепочку: тебе подарили позитивную эмоцию, ты отблагодарил, а значит — создал стимул давать позитив дальше. Возможно, в том, что вас сегодня хорошо обслужили, есть и моя заслуга. Точнее, моих чаевых».

2.jpg

Галина Юдашкина, it-girl, фотограф

«Я считаю, что чаевые — это то же самое, что сказать спасибо!  Я всегда оставляю чаевые в ресторанах, в парикмахерских и маникюрных салонах. Продавцам в магазинах обычно давать на чай не приходилось».


Элен Манасир, it-girl

«Размер моих чаевых зависит от характера процедуры в салонах красоты. Если она сложная — стрижка или наращивание волос, то я, конечно, оставляю чаевые. Недавно я делала кератиновое выпрямление, при котором мастер задыхался от паров ацетона. Грех было ему не оставить чего-нибудь. Если же это маникюр или обычная укладка, то, считаю, можно и не оставлять чаевые. И никогда не оставляйте чаевые специалиста администратору на кассе, потому что даже в самых хороших салонах они забирают деньги себе».

3.jpg


Читайте также: Анонимный проект Insider Moscow: реакция рестораторов