Главные правила тайм-менеджмента
Стиль жизни

Главные правила тайм-менеджмента

Дисциплина и еще раз дисциплина!

Елизавета Ефремова, преподаватель-консультант по личной эффективности "Русской Школы Управления", рассказала TrendSpace.Ru о том, как научиться планировать свой день, перестать опаздывать и найти время для себя.

Как научиться планировать свое время?

Тайм-менеджмент – это технология самоорганизации. Основные советы:

Вести списки дел. Сейчас это сделать очень просто, используя мобильные телефоны и планшеты. Записывайте любое (даже малозначительное) дело и зачеркивайте, когда выполнили. Список задач, которые нужно сделать на следующий день, стоит готовить с вечера. Также стоит фиксировать на листе бумаги любые идеи, которые приходят вам в голову. Многие замечают, что если вовремя не записать нужную мысль, то часто мы просто об этом забываем или мучительно пытаемся вспомнить, о чем же именно думали.

Планировать рационально свое время, используя календарь и списки дел. Все задачи нужно делать последовательно. Планируйте свой день так, чтобы в начале были решены первостепенные задачи и дела, затем – важные, после – наименее срочные. Обязательно доделывайте все до конца, не прерываясь. Бросая дело и несколько раз возвращаясь в нему, человек теряет впустую достаточно много времени. К следующему пункту нужно переходить только после того, как закончен предыдущий.

тайм-менеджмент

Спать, есть, отдыхать в ритме. Человек регулярно делает похожую работу (зарядка в одно и тоже время, режим питания и прочее). Как только человек входит в ритм, его организм меньше испытывает стрессов и чувствует себя лучше. Соответственно, можно успеть сделать больше.

Избавляться от того, что пожирает время человека. Это могут быть социальные сети, пробки в дороге, люди и прочее. Много времени тратите на поездку на работу и обратно из-за пробок? Значит, пересаживайтесь на метро или другой вид транспорта, благодаря которому можно сократить время на дорогу.

Понять, что можно не делать самому. Решить, за выполнение каких дел можно заплатить кому-то другому.

Расписание дня очень облегчает жизнь человека и позволяет ему получать удовлетворение от прожитого дня, так как все, что он запланировал, у него получилось.

Главные ошибки и полезные привычки?

Достаточно часто мы можем слышать от знакомых или коллег, что они ничего не успевают сделать за день. Как правило, связано это с одной из двух причин. Первая – полное отсутствие расписания. Человек просто ничего не планирует, живет по запросу. Но если он начнет вести расписание своего дня, то сразу увидит, как много дел можно за день сделать. Вторая причина – перепланирование. Этим страдает достаточно большое количество людей. Это значит, что человек планирует дела впритык, не оставляя времени в запасе. Например, совещание длится с 11.00 до 12.00. Большинство следующее дело запланируют ровно на 12.00. Зачем время впустую тратить. Но как-то забывается, что нередко совещания длятся чуть больше запланированного времени. Результат – другая встреча сдвигается и в итоге переносятся вообще все дела, человек просто не успевает сделать все запланированное. А ведь можно назначить следующую встречу на 12.30. Если совещание затянется, у человека есть в запасе время. Если закончится вовремя, то можно за эти 30 минут спокойно подготовиться к следующей встрече, сделать несколько важных звонков или просто отдохнуть и выпить чашечку кофе. Психологи рекомендуют планировать свою активность по следующей схеме: 60% времени запланировано, 20% оставьте под незапланированную активность, еще 20% времени не планируйте вообще.

Еще полезно периодически проводить аудит, то есть смотреть, на какую активность уходит больше времени.

тайм-менеджмент

Кто чаще страдает от недостатка дисциплины – мужчины или женщины?

Чаще всего грамотно спланировать свой день труднее женщинам, чем мужчинам. Причина достаточно простая. Женщинам приходится постоянно балансировать между карьерой, семьей, подругой и временем для себя. Женщина выполняет сразу несколько социальных ролей. Поэтому именно слабой половине человечества и нужно учиться составлять расписание своего дня, чтобы успевать делать все запланированные дела и при этом оставлять время для себя и отдыха.

Как научиться расставлять приоритеты?

Это несложно. Дисциплинировать себя можно путем постоянных практик. Однако, встречаются люди, которые это не способны сделать или просто не хотят. Обычно это связано с какими-то глубинными проблемами. Это может быть депрессия, эмоциональное выгорание, сильный посттравматический стресс, отсутствие мотивации к действию.

Как научить ребенка дисциплине?

Тем, кто уже с детства приучен жить по расписанию, гораздо проще в зрелом возрасте. Родителям я советую уже с дошкольного возраста приучать ребенка к самоорганизации. Для этого заведите детский календарик и вместе с малышом ведите расписание его дня, можно в игровой форме, не забывая о контроле. В школьном возрасте ребенок должен сам выполнять определенные действия: собираться в школу, делать уроки. Важно, чтобы это происходило не под давлением. Если мама или бабушка будет за ребенка собирать его портфель или беспокоиться о домашнем задании, то во взрослой жизни ему трудно будет организовать свое время – ведь за него всегда думал кто-то другой.

тайм-менеджмент

Насколько сложно преодолеть привычку опаздывать?

Для того, чтобы научиться дисциплине, человеку нужно менять свои привычки постепенно. Это трудно, но возможно. Например, существуют люди, которые постоянно везде опаздывают, не успевают вовремя сдать работу. Есть замечательная книга Келли Макгонигал «Сила воли. Как развить и воспитать», которую я советую прочитать тем, кто готов к тому, чтобы менять себя и свои привычки, готов обучиться самоорганизации.