Стиль жизни

Инстаграм против "Бессмертного полка"

Слово колумнисту TrendSpace Оле Кондюковой.

Самая классная массовая акция, которую придумали в России за последние годы – "Бессмертный полк". Если вы вдруг не знаете, ее суть состоит в том, что 9 Мая во многих городах и странах люди выходят на улицы с портретами своих близких, которые участвовали в войне и которых уже нет. Так они отдают дань памяти ушедшим героям. 

Много к чему можно придраться в связи с Днем Победы. Это и те баснословные деньги, что государство ежегодно тратит на праздник, в то время как ветераны живут за чертой бедности. Это и надругательство над георгиевской лентой, которой ежегодно обматываются пьяные подростки. И покорившие Эверест аморальности торгаши, предлагающие под знаменем Победы скидку на депиляцию и БАД от импотенции.

.jpg

Но к "Бессмертному полку" до сих пор не было ни единого вопроса. России привычны проблемы с массовыми порывами, но здесь получилось здорово, потому что, несмотря на массовость, акция очень персонализирована. Каждый идет на нее с чем-то личным, и это соединяет всех вместе. Это замечательная идея, и потрясающе, что люди по всему миру искренне ее поддержали.

Но в этот раз с "Бессмертным полком" случилось нечто из ряда вон.

Под его эгидой был создан проект "Месяц май", в котором принимают участие звезды инстаграма. Великая Отечественная война и звезды инстаграма – это уже немного настораживающее сочетание. Но все еще хуже, чем вы можете вообразить.

В рамках проекта звезды снялись в коротких видеороликах для инстаграма, в которых они под песню Юлии Паршуты играют своих родных, прошедших через войну. По ходу ролика титрами на экране рассказывается история главного героя.

Тизеры проекта стали появляться в первых числах мая, и от них уже, знаете, стало не по себе.

"Дорогие мои, привет! Мы находимся в уникальном месте: в лесу!" – весело говорит Анна Семенович в солдатской форме и с винтовкой на плече.

И это справедливый анонс проекта, потому что из леса съемочная группа, кажется, ни разу так и не выехала. Все снимали в лесу, независимо от того, где, казалось бы, должно разворачиваться действие согласно рассказу.  

Нелли Ермолаева играет свою бабушку, которая в годы ВОВ работала на заводе по производству масла и сыра. Вы сейчас спрашиваете себя, кто такая Нелли Ермолаева, да? Вот вам памятка: часто, когда вы видите абсолютно незнакомое имя рядом со словами "инстаграм", "съемки" и "звезда", речь идет о ком-то из "Дома-2". Она из "Дома-2".  

Заводская работница Нелли предстает перед нами в пилотке, гимнастерке и белом фартуке. Почему она так одета? Да потому что какая форма продавалась в военторге по пути в лес, такую и купили. В инстаграме все равно все идиоты, кому какая разница, как одевались во время войны сотрудники завода. На лице у Нелли, конечно, легкий мейкап. Сразу оговорюсь, макияж на лицах практически у всех героинь серии. Не ходить же ненакрашенной, война все-таки.

Нелли несет ящик с хлебом и консервами. Ведь, как известно, именно это производят на заводе масла и сыра. И тут в метре от нее разрывается снаряд. Она падает, встает и загружает ящик на стоящую рядом телегу. Конечно же, в 1940-е годы продукцию с заводов развозили на телегах. С телеги рука протягивает ей яблоко. Играет Нелли, само собой, чудовищно плохо. В этих роликах все играют чудовищно плохо.

.png

Прадед Гоар Аветисян (она популярный визажист) дошел до Берлина. Несмотря на историю про Берлин, которая рассказывается титрами по ходу ролика, действие разворачивается все в том же лесу. Гоар играет своего прадедушку. Прадедушка, скорее всего, был мужчиной, а Гоар — женщина, но кому какая разница, режиссер так видит. Рядом с героиней, исполняющей роль героя, взрывается снаряд, она падает на землю лицом вниз, сверху ее щедро осыпают комья грязи. В следующем кадре она лежит уже лицом вверх, присыпанная сеном, и пронзительно смотрит в небо. 

Это что, реверанс Андрею Болконскому с его небом Аустерлица? Не сильно удивлюсь, если так и есть. Судя по степени внимательности авторов проекта к деталям, для них война 1812 года и Великая Отечественная вполне может оказаться одним и тем же событием.

Пользователи написали Гоар в комментариях, что в выбранной роли она смотрится странновато, потому что женщин-солдат 64-го размера в Берлин не ходило. И она, отбиваясь от критики, отмечает в своем инстаграме:

–    А я другого и не ждала, честно... я прекрасно понимала, что этот социальный проект вызовет разное мнение общества...

Если вы другого не ожидали, Гоар, зачем вообще приняли участие в этом проекте?

Диана Мелисон играет свою бабушку, которая "помогала прогнать фашистских захватчиков". Кто такая Диана Мелисон, я не могу вам пояснить, потому что не имею представления, чем этот человек занимается. Достоверно могу лишь сообщить, что максимум по пятой ссылке в "Гугле" вы обнаружите Диану без трусов во всех мыслимых ракурсах. 

.png

Диана, конечно же, в лесу. Она целится из винтовки в немца и плачет. Держится за голову покрытыми гелем-лаком ногтями с идеальным маникюром, вздымает густо прорисованные модные брови и плачет. Так драматично катится из глаза слеза, что дрожат мохнатые наращенные ресницы. В последних кадрах даже видно, как у нее немного размазалась тушь, подпортив девушке безупречный макияж. Вокруг война, лес, она только что убила немца, чтобы спасти старушку, еще и тушь размазалась. Напряженная ситуация.

В роликах также снялись Ксения Бородина и Айза Анохина. Ксения приняла участие в проекте в тандеме с мужем, по сюжету она его спасает. Под "военными" фотографиями Ксении в инстаграме е" поклонники оставляют крайне осмысленные комментарии.

– Безумное фото. Я в восторге. Ксении очень идет.

– Наше солнышко и в этом наряде прекрасна.

– Ооо, как с открытки!

– Какая же вы красивая семья! Смотреть не насмотреться!

Как с открытки, понимаете? 

Впрочем, удивляться нечему. Ксения и сама не слишком уместно выбрала в качестве подписи для фото со съемок текст из песни какого-то заштатного русского рэпера. Кстати, на фото, о котором идет речь, они с раненым мужем тоже отчаянно вглядываются в небо, и я снова чувствую: Аустерлицем запахло. И конечно, у медсестры Ксении, которая спасает солдата, уложены волосы и на ногтях идеальный френч.

.png

В самом видео медсестра Ксения находит (конечно же, в лесу) солдата с окровавленной повязкой на голове и начинает яростно трясти его. Видимо, чтобы вытрясти из него мозги, иначе не объяснить этот способ обращения с раненным в голову человеком без сознания. Потом девушка, обрадованная тем, что парень очнулся, ложится ему своей головой прямо на рану.

Айза спасает детей от фашистов. С двумя малышами они бегут по лесу, озираясь по сторонам. В конце ролика Айза стреляет в воздух, а один из детей весело смеется. Я всегда думала, что, когда от кого-то прячешься, не нужно стрелять в воздух, если не хочешь, чтобы тебя нашли.

В этом проекте очень не хватает Ольги Бузовой в пилотке и Дианы Шурыгиной с пулеметом. Даже странно, что их не пригласили.

На самом деле к тем, кто снялся в этих роликах, больших претензий быть не может. Во-первых, неизвестно, как им все это презентовали и такого ли результата они ожидали. Во-вторых, интеллектуальный уровень у всех разный, и было бы странно многого ждать от блогеров, славящихся в основном умением сделать селфи, на котором одновременно видно и губы, и ягодицы. 

Они вообще тут не главные. Главные — люди, которые все это придумали и реализовали.

Авторство креатива гордо приписывает себе некое SMM-агентство Follow me с Анной Потаповой во главе, она и выступила продюсером проекта. У Потаповой в инстаграме есть видеоселфи, на котором она в модных очках и курточке с цветами снимает себя на фоне танка и говорит: "Обычный день на съемках проекта "Месяц май". Просто мы взорвем немецкий танк". И держит танк как бы на ладошке. Ну вы понимаете. 

В принципе, с Анной все понятно, к ней вопросов тоже нет, только одна маленькая просьба: больше никогда ничего не снимать. Пусть лучше это делают профессионалы. 

К кому вопросы действительно есть, так это к людям, которые координируют "Бессмертный полк". Как, зачем и для чего вы решились произвести под своей эгидой это? Вы хотели популяризовать акцию у молодежи через блогеров? Встроиться в семиотическую систему юной аудитории? Это точно нужно было делать именно так?

Предполагаю, что координаторы "Бессмертного полка" пригласили "креативщиков", чтобы те придумали для них активность в интернете. Креативщики впарили им вот этот проект. Заказчик в предмете не разбирается и доверился специалистам – знающие люди сказали, надо делать так, значит, надо. Ну хорошо, пусть так, подвели подрядчики, бывает. Но глаза-то у координаторов есть? Они ими видят, что у них девушка с накрашенным лицом и маникюром играет роль партизанки, которая стреляет по фашистам? 

Идея и цель проекта понятны. Мысль осовременить войну для молодежи – нормальная, в ней ничего плохого и кощунственного нет. Нужно рассказывать юному поколению о войне, о том, что пережили люди, которые участвовали в ней, о том, что беда коснулась каждого дома. Говорить об этом на понятном поколению языке – правильно. Мы должны учитывать, что детей интернета не привлекает парад и возложение цветов, их привлекают яркие картинки и лидеры мнений. 

Но обязательно ли нужно было снимать, как девушки с мейкапом бегают по лесу в гимнастерках? Если бы селебы просто рассказывали истории своих родных в студии, без реквизита и взрывов, это было бы хуже? 

Хотели как лучше, но получилось пошло, вульгарно и некачественно. 

Несмотря на этот "smm-креатив", я по-прежнему считаю, что "Бессмертный полк" в своем первом прочтении – это прекрасная акция. Ни в коем случае не хотелось бы, чтобы по их репутации всерьез ударила эта история со звездами инстаграма. И я искренне надеюсь: создатели проекта поймут, что совершили ошибку, и намотают на ус. А все остальные благополучно забудут об этом.

Но пока не покидает ощущение, что в глаза плюнул верблюд.

Читайте также

Петербург человеческий: как я оказалась в Северной столице 3 апреля

В чем проблема реконструкции улиц в Москве

Лекарство от гомофобии

Учитель и прокурор