Женщины в бизнесе: Мария Морозова
Стиль жизни

Женщины в бизнесе: Мария Морозова

Директор по продажам "Мерседес-Бенц РУС" о секретах стремительной карьеры и особенностях любви русских к машинам.

Для спецпроекта "Женщины в бизнесе" мы поговорили с Марией Морозовой — женщиной, которая 13 лет назад пришла в "Мерседес-Бенц РУС" стажером, а сегодня занимает пост директора департамента продаж. Как ей это удалось и как повторить ее успех, Мария рассказала в интервью TrendSpace.

Давайте начнем с вашей персональной истории. Вы родились… 

В Екатеринбурге. И у меня есть две сестры. 

Вам с детства хотелось в автомобильный бизнес?

Нет, конечно. Все вообще могло иначе сложиться: когда я была ребенком, мама отдала меня в художественную гимнастику. Родители задумывались даже о спортивной школе, чтобы я уже профессионально этим занималась. Но потом передумали и отдали в лучшую в городе школу — английскую гимназию. С первого класса у меня был английский язык. 

Вы же еще и немецкий знаете.

Немецкий был позже. После гимназии я поступила на факультет международных отношений, там я его и выучила. Во время учебы я ездила на зарубежные стажировки, участвовала в программах по обмену студентами, не меньше раза за курс бывала в Германии. Год училась по программе обмена в Аугсбурге.

Я так понимаю, в Германии у вас и завязалось с "Мерседесом". 

Не совсем так. Уже когда я вышла замуж и переехала в Москву, благодаря наработанным мной за время учебы контактам я устроилась на стажировку в представительство тогда еще "Даймлер-Крайслер". Вот так все и началось. 

1.jpg

Что вас привлекало в работе в автомобильной компании?

Во-первых, эстетика, автомобили правда очень красивые. Во-вторых, люди, с которыми мне предстояло работать. Это топ-менеджмент, немцы, у которых очень много чему можно научиться в плане этики ведения бизнеса, в плане дисциплины, проектного менеджмента, коммуникаций внутри компании. Здесь любые изменения планомерно готовятся, продумываются их начало, середина и конец. Ничего не оставляется на авось, всегда есть несколько сценариев развития событий. Этому очень интересно было учиться. 

Помните, с какими чувствами начинали работать?

У меня не было каких-то особенных амбиций. Помню свой настрой — получать от работы максимум удовольствия и выкладываться на максимум. И настрой этот я сохранила до сих пор!

Вот о карьерном росте, кстати. Как вы думаете, какие качества выделили вас среди конкурентов?

Дисциплина, ответственность и гибкость. Сейчас я смотрю на молодых сотрудников, которые меня окружают, и могу сказать, это довольно редкое сочетание. Дисциплинированные и ответственные люди редко бывают гибкими. Они могут упереться в надуманные принципы, и это сильно ограничивает их в принятии решений. Я всегда умела посмотреть на ситуацию с разных сторон, чтобы принять максимально эффективное решение, и сделать это быстро.

Когда мы с вами общались до интервью, вы отметили, что в России в этом бизнесе работает больше женщин, чем мужчин — в отличие от той же Германии. Чем это обусловлено, на ваш взгляд? 

Это наследие нашего советского прошлого: то, что менеджмент в России имеет женское лицо. Посмотрите на российские компании: даже если гендиректор — мужчина, с ним всегда рядом сильная женщина-управленец. Либо финансовый директор, либо на стратегическом посту. HR, например, у нас почти всегда возглавляет женщина, а кадры решают все.
В Германии с этим сложнее еще в силу того, что у семей нет возможности маленького ребенка отдать на полный рабочий день в детский сад или ясли. И менталитет у них такой — женщина должна заниматься семьей. Чтобы женщине пробиться и продвинуться, нужно прилагать гораздо больше усилий. Эту ситуацию стремятся изменить — например, уже приняли решение, что определенный процент менеджмента, и никак не меньше, должны занимать женщины. 

2.jpg

А в вашей компании?

В нашей компании руководитель HR — женщина, руководитель департамента развития дилерской сети — женщина, руководитель маркетинга — женщина. Все наши мужчины в топ-менеджменте - в основном, экспаты.

У вас был пример женщины в бизнесе, который вас вдохновлял на карьерную борьбу?      

Скорее, меня вдохновляли мужчины. Важно, чтобы тебя вдохновлял руководитель — и в этом плане мне всегда везло. Невозможно получать удовольствие от того, чем ты занимаешься, если твой руководитель тебя не вдохновляет и тем самым не мотивирует на постоянное развитие, не мотивирует постоянно добиваться результата. 

Какие условия должны быть у российской девушки, чтобы у нее сложилась карьера в таком бизнесе, как ваш?

Обязательное условие — это хорошее образование, чтобы человек мог грамотно общаться. Еще одно обязательное — это английский язык. На том уровне, чтобы ты мог точно выражать на нем свои мысли. А лучше даже два — еще и немецкий. Вот, в общем, и вся база. 
Что касается остального — я считаю, всему можно научиться. Важны, в общем, банальные качества — желание работать, развиваться. Важно не терять объективность, помнить, что важнее всего интересы компании, а не личные — твои или чьи-то еще. Если ты покажешь себя как необъективный человек — ты потеряешь доверие, а без доверия в бизнесе положение очень шаткое.

А что касается социальных условий? Вы сама замужем. 

Полтора года назад я родила ребенка. В середине декабря 2014 года. Потом были январские праздники, а в конце января я вышла на работу. 

Ничего себе! Через месяц с небольшим. 

Да, вот так. Это вопрос дисциплины. Плюс, когда ты привык быть менеджером, ты занимаешься и тайм-менеджментом, и менеджментом своей семьи. И мне повезло, что бабушка помогает. Времени стало еще меньше, конечно, но все возможно при должном желании. 

Это уже второй кризис, который вы встречаете в компании. Есть что-то, что отличает этот кризис от предыдущего?

Из-за сильной девальвации рубля нам постоянно приходится адаптировать цены на машины. И несмотря на это все равно в пересчете на евро в России сейчас выгоднее всего покупать автомобили "Мерседес-Бенц", чем где бы то ни было в мире. Нам как компании важно удерживать долю рынка.  

3.jpg

Можете назвать отличие российского клиента от европейского?

Главное отличие в том, что у нас машина — это эмоциональная покупка. Такого нет нигде в мире, люди планируют покупку машины. А у нас клиент приходит, влюбляется, покупает. 
Особенно это обострилось в кризис. Для бизнеса это означает, что автомобили всегда нужно держать в шоу-руме, показывать, даже самые дорогие или нишевые. Не на каком-то там центральном складе, а у дилеров все должно быть в достаточном количестве и разнообразии. Если у тебя нет достаточной доступности машин — люди уходят к конкурентам, потому что они хотят автомобиль сегодня и не позже.

Кстати, какие у нас самые популярные модели машин и почему? 

Это вся линейка внедорожников — потому что, как известно, Россия — страна плохих дорог. Это обязательно Gelandewagen. Это автомобили AMG, потому что русские любят быструю езду. И это автомобили представительские, S-Класса, "Майбах".

Кто ваш клиент сегодня и как он изменился за последние лет десять?

Клиент очень разный. Главная тенденция в том, что он омолаживается — благодаря запуску компактных автомобилей и A-класса. А что касается типажа — его трудно определить. Кого только можно представить, всех можно встретить среди наших клиентов.

Мария, не могу не задать этот вопрос — как при такой нагрузке вам удается так хорошо выглядеть?

Я занимаюсь йогой по выходным, это и для внешнего вида полезно, и для внутреннего состояния. На массаж стараюсь ходить. И из-за того, что много работаю, я мало ем. А в остальном — ничего особенного, все как у всех, динамично.


Макияж и прическа - Brow & Beauty Bar

Читайте также:
Женщины в бизнесе: Ирина Фомина