Взгляд на профессию: Дарья Самкович и Юлия Далакян
Мода

Взгляд на профессию: Дарья Самкович и Юлия Далакян

TrendSpace узнал у двух российских дизайнеров разных поколений о том, как они пришли в эту профессию и кого они хотели бы одеть.

TrendSpace продолжает исследовать творческие профессии с разных точек зрения. В новом выпуске «Взгляда на профессию» встретились два дизайнера разных поколений. Юлия Далакян, дизайнер одноименного Дома моды, начала свою карьеру в 1989 году, когда презентовала свою первую коллекцию в Милане. В этом же году молодой дизайнер открыла авторское ателье «Юлия». С тех пор уже более двадцати лет имя Юлии Далакян присутствует на российском модном рынке. За эти годы дизайнер прошла путь от авторского ателье до полноценного Дома моды. Вместе с Юлией на одинаковые вопросы отвечала Дарья Самкович, дизайнер молодого российского бренда I AM Studio, который производит лаконичную женскую одежду в сегменте middle up.


Расскажите, как вы пришли к тому, чтобы связать свою жизнь с профессией дизайнера?

Дарья: Модой я начала увлекаться еще в детстве, у нас в Минске в 90-е одеваться красиво было сложно, а мне очень хотелось, поэтому я начала шить для себя. Но этому способствовало еще и семейное положение: моя мама всегда шила, бабушка была директором ателье, а отец начинал свой бизнес со швейного производства. Помимо этого я училась в школе с архитектурно-художественным уклоном. В общем, у меня не было выбора.

Юлия: Никогда не было сомнения, что я выберу именно эту профессию, так как уже в пять-шесть лет рисовала и собирала в отдельные книги эскизы одежды, в то время для бумажной куклы. Каждый альбом четко разделялся на группы: платья, блузы, вечерние туалеты. Родители пытались изменить выбранный мною путь. Поэтому семь лет было отдано музыкальной школе по классу фортепиано. Но, несмотря на то, что музыкальный путь для меня был намного проще, на тот момент времени я предпочла непростую дорогу дизайнера.

Юлия Далакян 5.jpg
Юлия Далакян

Важно ли образование для дизайнера? 

Дарья: Я всегда отвечаю, что важно. Без знания конструирования сложно создавать одежду, а современному дизайнеру нужно знать основы и маркетинга, и брендинга, и многое другое. Тут как с любой профессией: вы можете хорошо готовить, но не станете шеф-поваром, если не пойдете учиться. Другое дело, если вы хотите открыть небольшое ателье и шить мини-коллекции для клиентов. Открывайте и не беспокойтесь об образовании — в рамках таких масштабов его легко заменят конструктор и портная, которых вы наймете. Занимайтесь тем, что вы любите и что приносит удовольствие, это главное в жизни.

Юлия: Образование для дизайнера, по моему мнению, очень важно. Именно поэтому я говорю про непростой путь в этой профессии. Я окончила Московский текстильный институт, попутно занималась с преподавателем по конструированию, затем несколько лет работала совместно со специалистами в этой области, которые сегодня назывались бы модными критиками и стилистами. Только после этого я назвала то, что делала, коллекциями. А собственным стилем  могу обозначить свои коллекции по прошествии десяти лет с основания Дома моды. Стиль вызревает как плод, в течение долгого времени, так как приобретаются опыт и предпочтения. Кроме того, только знание современного конструирования изделия и его технологическая обработка  дают возможность точного воплощения замысла дизайнера. Я обычно внедряюсь во все стадии процесса, и только знание всех этапов пошива дает мне возможность добиться отличного результата в посадке и качестве изделия. 

Дарья Самкович 1.jpg
Дарья Самкович

Модная индустрия в нашей стране только сейчас переживает процесс популяризации, набирает обороты, становится более открытой к новым именам и талантам. Вы как никто другой знаете модную специфику в нашей стране. Чего, по вашему мнению, не хватает модному движению и, наоборот, что выгодно отличает российский модный концерн от западного?

Дарья: Да, сейчас неплохое время для русских марок. В общем-то я не вижу больших преград для российских дизайнеров: да, западные бренды с именем любят больше и носят больше, и пресса уделяет им больше внимания, но все-таки  русским сейчас везде зеленый свет. Нужно просто стараться и не опускать руки! Жалко только, что мы, русские, не любим объединяться: у нас почти нет дружбы и общности между дизайнерами, или же она быстро проходит, как только кто-то заметно вырывается вперед. На мой взгляд, наоборот, места на рынке хватит всем и нужно дружить. Насчет плюсов, так это, несомненно, тот факт, что в связи с евро многие магазины отказываются от европейских брендов, не хотят закупать коллекции за полгода и с удовольствием отдают предпочтение русским маркам.  

Юлия: Начну с хорошего. Наши дизайнеры не боятся смело экспериментировать, искать новые решения стиля, образа и формы. Это, конечно, очень важный отправной момент творчества. Но есть и образовавшаяся за последнее десятилетие пустота в области хорошего образования. Если в нашей школе моделирования всегда была хотя бы крепкая технологическая и художественная подготовка, но пробуксовывала дизайнерская, то теперь с точностью до наоборот:  обучение в профессии стало гораздо более поверхностным. Сейчас в большей степени готовят стилистов, а не дизайнеров. Не  креативно мыслящих инженеров (хотя это и есть главное предназначение современного дизайнера), а специалистов по подбору и сочетанию цветов и формы в комплекте одежды, тенденциям в  моде и изучению уже существующих модных форм. Поэтому главный бич сегодняшней отечественной индустрии моды — это вторичность (подражание) или продвижение  псевдорусского стиля в виде бесконечных вариаций на тему отрезного по талии платья с расклешенной юбкой, когда все женщины становятся похожими на хоровой коллектив.  Для того чтобы говорить об индустрии одежды, необходимо много факторов. От зрелых авторов с готовым узнаваемым стилем до качественного выполнения изделий (хотя бы в малых количествах) из качественных тканей, а также отлаженная система маркетинга и сбыта. Сегодня только в единичных случаях все эти факторы существуют в продвижении того или иного бренда. Поэтому об индустрии говорить рановато, хотя прогрессивное движение  уже существует.

Юлия Далакян.jpg

Так сложилось, что громкие имена в мире моды принято ассоциировать с определенными «фишками». Визитной карточкой Коко Шанель были маленькое черное платье, твидовый жакет. Ив Сен-Лоран первым стал выступать за стиль унисекс в одежде, среди его нововведений — платье-трапеция, женский смокинг, прозрачные блузки, а из современных дизайнеров, например,  Эди Слиман является автором культового мужского силуэта. Этот список можно продолжать бесконечно.  Как вы считаете, что можно назвать вашей собственной «фишкой»? С чем бы вы хотели, чтобы ассоциировали ваш модный бренд?

Дарья: Мы не позиционируем себя как подиумный бренд, не жаждем славы pret-a-porter,  не пытаемся идти вразрез: компрометировать, удивлять, создавать модный велосипед. Мы работаем в нише affordable luxury — делаем понятные, но интересные коллекции для тех, кто устал от масс-маркета, но не готов одеваться только в очень дорогих бутиках. Мы делаем качественный продукт, причем не только с точки зрения выбора хороших тканей и создания аккуратных швов. Качество наших коллекций проявляется в первую очередь на уровне дизайна — легкий, интеллектуальный, неизбитый, он считывается с первого взгляда на вещь. Наша концепция — женственная одежда, вдохновленная современными формами, новейшим искусством. Даже если мы создаем модель в стиле оверсайз, вы никогда не будете выглядеть в ней несуразно или громоздко. В общем, мы стараемся отразить современный дух времени в одежде, делая коллекции актуальными для городской жизни, для модных и успешных девушек.

Юлия: Для меня  всегда очень важной была почти скульптурная посадка приталенного жакета на фигуру. В этом мы достигли уже значительного уровня. Также посадка брюк модных форм является нашей визитной карточкой. Наша одежда графична, женственна и отточена в крое. Кроме того, сочетание сложных цветов и геометрические принты предпочтительны для нас в выборе ткани. Цветочки, насыщенные восточным орнаментом, а также плакатные принты — не наша тема. Современное увлечение знаковыми  печатными принтами пока не уживается с инженерным дизайнерским кроем нашей одежды. Это не значит, что в наших коллекциях нет романтичных платьев. Именно сочетание строгости силуэта с женственностью линий и использованием натуральных (исключительно!) тканей позволяет добиться цельного образа современной женщины.

Дарья Самкович 12.JPG

Опишите один день из жизни модного дизайнера.

Дарья: Ежедневно мой to-do-лист насчитывает не менее 20 пунктов. Как правило, в течение дня я контролирую работу всех отделов компании. Обсуждаем рабочие моменты, делаем аналитику, совершенствуем многие из процессов совместно с  директорами отделов продаж — розничного и оптового. Ищем решения, как увеличить трафик на сайте, отслеживаем, везде ли достойно представлена коллекция в магазинах, позиции, которые меньше всего продаются, есть ли замечания по качеству от клиентов, утверждаем качество промышленных образцов. Специалисты из отдела производства докладывают о состоянии дел на фабриках, все ли успеваем в срок, где возникли проблемы. Постоянно на телефоне с нашими партнерами по пиару — какую из актрис позовем на следующую фотосессию, когда мне нужно на очередное интервью или съемку. Из самого приятного и любимого — это, конечно, встречи с представителями фабрик, которые приезжают к нам в студию с новыми образцами тканей: в эти моменты до меня невозможно дозвониться. Равно как и примерки в экспериментальном цеху, в рамках которых я могу часами обдумывать модели, все менять с ног на голову, расстраиваться, если что-то получается не так, как хочу, или, наоборот, радоваться, когда вышло что-то невообразимо красивое!

Юлия: Каждый день начинается с тканей и фурнитуры. Этот процесс я всегда отслеживаю сама, так как правильный выбор ткани, отделки и дублирующих материалов является основным  в изготовлении изделия. С 11:00 я у себя в Доме моды занимаюсь всеми аспектами профессии: от эскизов, примерок и макетов до всех мелочей, включая выбор ниток и проработку всех технологических узлов пошива. Все обсуждается непосредственно со мной, так как всю ответственность за точное выполнение своих задумок в конечном итоге несу я. После 19:00 двигаюсь на специализированные профессиональные мероприятия или встречи, продолжая трудиться. И конечно, общение с друзьями, без которого невозможно быть в позитиве и гармонии каждый день. А приятное завершение дня в уютной квартире с семьей — это главное удовольствие, которое дает ощущение стабильности и надежности.

Кого бы вы хотели одеть?

Дарья: Из русских звезд я была бы рада многих увидеть в нашей одежде:  Наталью Водянову, Наталью Гольденберг и Мирославу Думу. К слову, Мирослава выбрала лук для себя из новой коллекции, ждем ее появления в нем. Из западных мне очень нравится блогер и стилист Леандра Медин, у нее прекрасный блог Man Repeller,  и для меня она настоящий стилистический ориентир в современной моде. 

Юлия: Мне нравится одевать открытых позитивных людей, которые умеют довериться профессионалу. Тем более что я всегда, в силу богатейшего опыта, найду здоровый компромисс между пожеланием клиента и моим взглядом на оптимальное решение поставленной задачи. Конкретные люди для меня больше интересны, чем героини, сошедшие с экрана. Тем более что все приходящие ко мне клиентки – необыкновенные, самодостаточные и яркие личности.

Юлия Далакян 3.jpg

Расскажите о своей последней коллекции. Чем она вдохновлена, как проходил процесс создания?  

Дарья: Сейчас мы заканчиваем работу над летней коллекцией, которая вдохновлена дачными мотивами. Легкие платья из ситца и кружева, будто вязанные крючком, разноцветные сорочки с полосками как на винтажных матрасах, бахрома. Деревенские животные и птицы украшают принты коллекции. В общем, увидите. Это что-то очень новое для I AM Studio.

Юлия: Последняя коллекция для меня — продолжение конструктивных и цветовых идей предыдущих коллекций, с одной стороны. Ведь сохранение стиля — первоочередное условие устойчивых позиций бренда. С другой стороны, это новые формы брюк, отлетного рукава, спортивных элементов в классической и вечерней одежде, новые силуэты вечерних платьев за счет объемов фиксированных складок и разрезов, и т. д. Стиль начала 80-х годов для меня очень важен в творчестве, так как он очень яркий и позитивный, прежде всего по стилевому решению. Осовременить его, сочетая с модным минимализмом, фактурными тканями и новинками в крое, было главной дизайнерской задачей этой коллекции. Образы получились очень солнечными и вдохновляющими. Последовавшие после показа отзывы подтвердили правильность выбранного направления.

Кто из современных дизайнеров вам больше всего по душе?

Дарья: Я слежу за американскими и французскими дизайнерами, их очень много. Очень нравятся сложные, продуманные коллекции с необычными деталями. Но сама стараюсь одеваться очень минималистично: водолазка, брюки, двубортный жакет мужского кроя. Когда работаешь в моде, «наедаешься», и уже не хочется носить яркое, да и времени составлять каждый день сложный образ у меня нет.

Юлия: Без сомнения, сегодня самое значимое имя для меня — это Хайдер Акерманн. Очень художественно и современно. Безупречные пропорции, крой и цветовые решения. Конечно, Эльбаз для LANVIN и Стелла Маккартни. Кроме того, качество, строгость и стиль Ральфа Лорена всегда были для меня идеалом в создании образа в тотальном стиле жизни современного преуспевающего человека. На мой взгляд, это самый цельный дизайнер, создавший целый мир своей философией безупречности.

Дарья Самкович 3.png
Дарья Самкович 4.png

Как вы видите свой модный Дом через десять лет?

Дарья: Хочется выпускать еще более качественные, достойные коллекции и продаваться по всему миру, продвигая российскую моду.

Юлия: Я люблю работать на заданные темы. Имею  опыт работы в некоторых, отличных от меня по стилю модных брендах. Поэтому мне не сложно было бы работать в разных направлениях. Но Ив Сен-Лоран сегодня был бы для меня наиболее интересен. Может быть, потому, что я безмерно уважаю это легендарное имя, с одной стороны, и с другой — мне совсем не нравится то, что происходит в этом  модном Доме последнее время. Это что угодно, но не Ив Сен-Лоран. Делать новое в рамках сложившегося стиля — это высшая точка мастерства, к которой я стремлюсь.

Назовите пять фактов, из которых складывается коммерчески успешный модный бренд на сегодняшний день. 

Дарья: Если говорить про молодые российские марки, то я бы обратила внимание на эти факты: наличие востребованной идеи и философии у бренда, полная, технически продуманная коллекция, продуманное позиционирование и ценообразование, грамотный пиар и продвижение, налаженные процессы внутри компании: производство-закупки-склад-продажи.

Юлия: Я представляю свой Дом моды процветающим клубом для ценителей элегантного стиля и интеллектуальной моды, где будут сохранены традиции гостеприимного дома, где основное — это работа с индивидуальными клиентами. Но новаторская инженерная лаборатория, когда эксперименты и отработка новых элементов кроя будут продолжаться при любых обстоятельствах. Хочется расшириться и делать больше. Но сегодня  это зависит  прежде всего от квалифицированных кадров, которые искать становится все тяжелее. И прежде всего это касается  мастеров по пошиву изделий.
Трудиться не только в своем Доме моды, но  и приносить пользу в других брендах. Одновременно в трех я уже работала, и это состояние мне очень нравится. Возможность воплощать идеи в разных стилях расширяет диапазон фантазии и повышает ответственность за результат творчества. Ведь дизайнер — самая гуманная профессия из всех сфер искусства, так как мы трудимся для людей, а сами, как правило, проводим дни в «рабочей одежде».

Могу выделить: узнаваемый стиль, прогрессивный креатив, опыт и профессионализм одновременно в подходе к творческим и регулярным заказам, слаженная профессиональная команда, способная выполнить замыслы дизайнера, современный маркетинг и PR, своевременное финансирование и работа с инвестором, а не со спонсором, что дает возможность поступательно развиваться, разработав долгосрочную программу.