Мода

Владимир Бордок: "Сегодня никому уже неинтересен обычный показ"

Стилист Владимир Бордок рассказал TrendSpace о модных перформансах.

В ноябре в Петербурге в ТРЦ "Галерея" прошла интерактивная часть фестиваля Art of Fashion, где в течение четырех дней проходили мультиформатные сессии, посвященные симбиозу моды и искусства в городской среде. В рамках фестиваля арт-директор и стилист Владимир Бордок поставил серию fashion-перфомансов, посвященных трендам текущего сезона. TrendSpace пообщался с Владимиром и узнал, что такое модные перформансы, чем они отличаются от классических показов и зачем вообще нужны. 

Чем модный перформанс отличается от классического показа?

В нашем случае основное отличие состоит в том, что мы показываем одежду, образы и тенденции с использованием современной хореографии. У нас ⅔ участников – модели, а треть – профессиональные танцоры. Еще одно отличие состоит в том, что условным режиссером перформанса выступает не стилист, а хореограф. В нашей команде – это Татьяна Гордеева, у которой куча профессиональных регалий. Именно она одна из первых начала насаждать в 90-х в России культуру контемпорари, когда здесь было засилье классического танца.

fashion-перформанc

Какая цель у этих перформансов? Нужны ли они вообще в 2017 году?

Цель всегда одна – показать товар лицом. Название фестиваля подразумевает присутствие искусства в проекте. Креативный директор Fashion Film Digest Мария Пудан и арт-куратор и продюсер Мария Синицына, с которой я работал как художник перформанса L’Illusion du Mariage («Иллюзия свадьбы») для проекта «Love is» в рамках 57 Венецианской Биеннале (2017), пригласили меня создать серию из семи перфомансов, хотя я и не стилист в широком понимании этого слова. В свое время уже отстилизовал. 

Мне было не интересно просто одеть моделей для очередного показа. Я считаю, что контемпорари-дэнс по-прежнему очень актуальная фишка, и было бы грех не использовать ее в таком городе, как Петербург с его продвинутостью в данном вопросе.

Вы верите, что ваши перформансы могут как-то поспобствовать в привитии вкуса среднестатистическим жителям?

У обычного жителя – обычный вкус. Но это тоже вкус.

Да, о вкусах не спорят. Но он может быть плохим, а может быть хорошим.

Конечно, я верю в некую просветительскую функцию. Хочу показать свое видение модного жителям Петербурга. Они, кстати, на мой взгляд не то, чтобы моднее, но более расслабленно одеваются в отличие от москвичей. Заметил, что в Москве у людей еще есть желание, чтобы вещи на них выглядели, как новые. А В Питере не то, чтобы чем старее, тем моднее, но попроще к этому относятся. Минус в том, что такое отношение немного расхолаживает.

Моя миссия не в том, чтобы показать людям те тренды, о которых они могли уже 4 месяца назад прочитать из репортов многочисленных модных изданий. Задача в том, чтобы показать, как могут сочетаться вещи марок разного класса из отдельно взятого ТЦ. А еще хочется настроить питерцев на большую строгость в одежде. Я считаю, что креатив иногда бывает излишним.

Где заканчивались ваши обязанности при работе над перформансами, и начинались хореографа? Как вы делили роли? 

На первой встрече с хореографом я уже понимал, во что хочу одеть ребят. Понимал, какие у нас возможности, ведь не все магазины согласились нас поддержать.

бекстэйдж

Относительно стесненные условия у нас были, особенно в вопросах обуви. Приходилось изгаляться. 

Так вот, я показал хореографу несколько примеров из того, что мне нравится в нынешнем современном танце. И мы с ней полностью сошлись во вкусах и представлениях о современном танце.  

Одна из моих инспираций была презентация коллаборации H&M x Maison Martin Margiela в Нью-Йорке. Где танцоры ходили по белому песку. Там и одежда лицом была показана, и в то же время, ты понимаешь, что это круто, это искусство.

Были ли у вас ситуации, что какой-либо магазин вмешивался в процесс работы, навязывал одежду своих брендов? 

Нет. Были стандартные ситуации, когда нам давали вещи из одного монобренда, но только для полного лука. Чтобы мы не смешивали вещи условного бренда с другими. Но мы иногда все же мешали. Мы немного диверсанты.

А вообще перформансы – это распространенное явление в моде? Я, к слову, не могу вспомнить, чтобы подобное устраивали условные Collette или Barneys. 

Относительно магазинов, я теряюсь. Не могу сказать. Но в целом – это очень распространенное явление. Никому уже неинтересен просто показ. Хотя иногда и показы могут удивить. У Лагерфельда вот супер перформансы всегда. Он вечно молод душой и переживет нас всех вместе взятых. Где только он показы не делал, и с какими декорациями! Конечно, лучше не смотреть на эти луки, но с точки зрения подачи – это просто космос!

А Маккуин когда был жив? Это всегда были перформансы. У Марджелы были. Когда модели шли задом наперед. Или как в 89 году, когда модели вышагивали по белому ватману в женских “копытах” через красную краску. И при создании следующей коллекции дизайнер использовал следы на этом самом ватмане.

А чем вам не перформанс, когда супер буржуазная публика приходила к Марджеле на показ, а ее угощали супер дешевым вином из пластиковых стаканчиков какие-то непонятные люди. Это создание атмосферы, помещение людей в некомфортную обстановку. Это классический венский акционизм!

Канье Уэст. Хотя я и ненавижу этого персонажа, но отрицать не могу – у него лучшие перформансы. В плане одежды он показывает то, что однажды было сьедено, выблевано, снова съедено, и снова сблевано. Но перформансы-то какие. Ему их ставит Ванесса Бикрофт.

Есть ли в мире человек, на которого вы ориентировались при разработке перформансов? Или человек, у которого вы хотели бы чему-нибудь научиться?

Да! Но это не человек, а компания Bureau Betak. Они самые-самые, это их рук дело зеркальный куб Dior на Красной Площади. По большому счету, сет-дизайн иногда важнее, нежели вещи на моделях.

Dior
Тот самый куб Dior

А постановка перформансов - это дорого?

Один перформанс – нет, а вот семь – да. Ну... на самом деле, что о деньгах говорить. Это все неважно. Прежде всего, это непростые эмоции, нервы и ожидания. Что уж там, я иногда на свои деньги покупал вещи, реквизит, ведь для меня было важно, чтобы все красиво. Раз я в это вписался, раз здесь мое имя написано.

Сейчас можете сказать, стоило ли это ваших эмоций, нервов и ожиданий?

Да.

Наш главный редактор считает, что формат классических показов умирает. Я, в целом, с ней соглашусь. Как вы думаете, перформансы могут прийти к ним на замену?

Ну нет, не умирает. А перформансы, да, могут заменить показы. Сейчас много крутых дизайнеров по костюмам работают с крупными театрами. Ведь перформанс – это малый жанр театра. Я думаю, что в ближайшее время fashion-показы переместятся на театральные подмостки.