Мода

Свобода слова: футболки со слоганами

Колумнист TrendSpace Маргарита Замураева – о протестах прошлого и настоящего.

Холст, трибуна, транспарант – все эти инструменты манифестации сегодня воплотились в простой белой футболке. 

Но, если вы думаете, что за последние годы дизайнеры открыли Америку, сделав футболки трибуной для громких заявлений, спешим вас разуверить. История стара как мир – одежда превратилась в альтернативу агитплаката еще пару десятков лет назад, а современные борцы за свободу слова дали тренду второе рождение.

663171d97cbf2aa8d737c3798f97a338.jpgВивьен Вествуд
0a9e1ba7695c44bdba7c5e23d9cafc2f.jpgДебби Харри

Уже почти полвека красноречивые высказывания появляются на футболках знаменитостей и простых смертных, заявляя об их позиции самым прямым и открытым путем. Революционными призывами пестрели футболки хиппи, байкеров, панков и музыкантов, которым поклонялось молодое поколение. 

Королевой слоганов считается Кэтрин Хэмнетт, хотя ей предшествовала Вивьен Вествуд в тандеме с Малкольмом Маклареном. Еще в 1983 году Хэмнетт представила свою первую коллекцию футболок с протестными лозунгами и была признана дизайнером года Британским советом моды. Даже на встречу с премьер-министром она отправилась, чтобы сделать политическое заявление – к Маргарет Тэтчер дизайнер пришла в футболке с надписью "58 % Don’t Want Pershing" ("58 % населения против ракет "Першинг"). Журнал Vogue назвал это одним из самых знаковых моментов в истории моды.

451e8df4a800b227ac37fb64ea5b378d.jpgКэтрин Хэмнетт и Маргарет Тэтчер
tumblr_oithr0a9Ly1tl0he9o9_1280.jpgДжордж Майкл

Футболки и вовсе превратились в модный культ, после того как Джордж Майкл снялся в клипе Wham! Wake Me Up Before You Go Go в творении Хэмнетт с призывом Choose Life. 

Sleazy-T-Shirts-1970s-1.jpg

Надо сказать, что провокационные надписи – далеко не всегда дань протесту, часто это ни к чему не обязывающее дурачество и возможность посмеяться над собой и окружающими. 

f380fe73fffe9a48f2931977dd34b7b2.jpgКит Ричардс
Patti_Smith_New_Years_Eve_0bf81c0e-f5ab-4e5c-a652-b5a34361bc97.jpgПатти Смит
b5c4ff5f47da52d483c1a126d18b37ef.jpgДжон Леннон
657ab070ef7a7156e3812650f2ced381.jpgДебби Харри

И вот уже не первый год мы вновь и вновь наблюдаем эту тенденцию на мировых подиумах. Бренды экспериментируют с собственными логотипами, иронизируя над модой 1980-х и 1990-х. Дизайнеры выражают общее волнение в социуме и как никогда обеспокоены вопросами политики, толерантности и религии. В эру борьбы за права женщин Мария Грация Кьюри дебютировала в Dior с призывами We Should All Be Feminists и Dio(R)evolution. Ashish поднял вопрос расовой дискриминации с футболками Immigrant и Love Sees No Colour. Стелла Маккартни по традиции поставила во главу угла проблему защиты животных: No Fur, No Leather. Ну и конечно, куда мы сегодня без кириллицы – то и дело на подиумах встречается модный нынче русский язык в самых неожиданных проявлениях. Так, Junya Watanabe отыгрался на топах с надписями "Летний лагерь аэроклуб Москита" и "Николай 83". Почему бы и нет, собственно говоря.

f9cac4341132d269078fbe3dc5250735.jpgХантер Томпсон и Билл Мюррей
2e400ed16f9a0660db2aa18164d6a518.jpgБой Джордж

В противовес всеобщему восторгу снова обратимся к той самой Кэтрин Хэмнетт. Даже она с каждым годом все более скептически относится к тому, что футболки могут на что-то повлиять и изменить ситуацию. Хэмнетт признает: "Опасность в том, что футболки дают людям ощущение, будто они что-то сделали, хотя на самом деле они пребывают в бездействии".

99dcd1c25a96156644ece5957ef2acfe.jpg
71665e68d61fe07e2d5df276e5c77db9.jpgВанесса Паради