«Мы решили рискнуть и не прогадали!»
События

«Мы решили рискнуть и не прогадали!»

Своей миссией Илья Бачурин называет подъем российского кинематографа. Непростая задача! С Ильей мы говорили, конечно, о кино, Пенелопе Крус, «Духless» и «Оскаре». А еще о мотоциклах!

Своей миссией Илья Бачурин называет подъем российского кинематографа. Непростая задача! С Ильей мы говорили, конечно, о кино, Пенелопе Крус, «Духless» и «Оскаре». А еще о мотоциклах!

Для начала обратимся к вашему детищу - "ГЛАВКИНО". Почему и для чего вы решили его создать?

Федор Бондарчук и я начали заниматься проектом "ГЛАВКИНО" по нескольким причинам. Одна из них – в России с 1937 года не открывались новые студии. Москва нуждалась и нуждается в таких проектах. Правда, за их реализацию никто не брался. Это сложно экономически: нужно потратить большое количество денег и усилий. И при этом не факт, что вложения отобьются! Так что этот проект сложно назвать высокорентабельным. Это, безусловно, бизнес, но мы все же понимали, что основная цель – помочь подъему российского кинематографа. Наши технологии остались на старом, низком уровне. Вот мы и решили рискнуть и взяли кредит в банке.

У вас исключительно кредитное финансирование? Нет государственных денег?

Государство к нам не имеет никакого отношения, к сожалению или к счастью. Деньги исключительно кредитные. И сейчас, когда закончился первый этап строительства, мы должны начать отдавать кредит. Если бы мы этого не сделали, значит, проект был бы завален. Но, к моей радости, пока перспективы у нас неплохие – студия полностью загружена. Есть отличная динамика.

Мне у вас на сайте очень понравилась фраза «съемка картин государственного значения», поэтому я и спросила про государственное участие.

Да, была такая фраза. Мы пытались подобрать хорошую альтернативу слову «блокбастер». И речь шла о государственном значении в контексте, прежде всего, масштаба. Для выхода российского кинемотографа из кризиса не так важны картины по 1-2 миллиона долларов, как большие работы, способные конкурировать с голливудской продукцией. Если их не делать - мы никогда не догоним Голливуд, который производит отличные картины во всех ценовых сегментах. Дело даже не в том, что у нас нет денег. Если нашему продюсеру дать 100 миллионов долларов, ему будет крайне сложно с таким бюджетом работать в России. Нет инфрастуктуры, людей. Не умеем!

Почему не умеем?

Не достаточно школ. Ремесло во многих профессиях утрачено. Например, найти сценаристов, которые могли бы написать качественный сценарий для картины на 100 млн. под ключ, в нашей стране невозможно. На меня, конечно, сейчас обидятся многие мои коллеги, но это так.

А куда, собственно деваются и что делают выпускники многочисленных российских вузов, которые обучаются на сценаристов?

Они, к сожалению, остаются на нашем, российском уровне. По-другому и быть не может: их обучают выходцы из нашего, российского кинематографа. У нас выпускники с базовыми знаниями, ориентированными на уровень российского кинематографа. Вырасти российские специалисты могли бы при контакте с глобальной мировой киноиндустрией. У нас в плане опыта все очень негусто: было великое российское кино, потом его яростно уничтожали лет 20. Носителей ремесла почти не осталось. Действительно яркие игроки киноиндустрии заняты производством картин – человек 7-8 продюсеров, десятка два режиссеров. Но если эти люди пойдут учить молодежь, у нас остановится кинопроизводство, да и выучить они смогут только до своего уровня, не выше. У нашего кино сейчас только 1% кинотеатральных сборов в России, это совсем немного, и эту долю надо беречь. Преподавательская работа – это почетно, бросить ради нее производство не многие смогут и захотят.

Хорошо, проблема в образовании. Но разве это единственное, что должно возрождать российское кино?

Нужна система серьезных мер. Тут важна роль государства. Оно сейчас многое делает – производство и продвижение российского кино действительно финансируется в значительном объеме. Но есть еще много проблем – например, отсутствие единого билета. Кинопрокатчики поэтому умудряются воровать доход российских производителей. Также не создан механизм привлечения западных специалистов в нашу индустрию – я имею в виду, через производство совместных фильмов. А такая система есть практически во всех странах. Например, не берут НДС с иностранцев, приехавших снимать кино совместно с режиссерами страны. Плюс есть система возврата части вложенных инвестиций. В общем, пока западники не горят желанием ехать в Россию. А еще, видимо, боятся растить конкурентов – все-таки российский кинопоказ идет вверх, у нас стали проходить мировые премьеры.

У меня вопрос, касающийся российских актеров. Всегда наши актеры стремились на Запад, но ни у кого не получалось. Сейчас есть некая положительная тенденция – Снигирь, Козловский, Ходченкова, но это все равно не что-то сильно заметное.

Банальная основная причина – языковой барьер.

Я знала, что вы это скажете, но нет. Я постоянно смотрю «Оскары» и прочие премии. И у многих актеров акцент. Взять, хотя бы, Пенелопу Крус – ее просто невозможно слушать, это худший английский, который я когда-либо слышала.

Но она звезда европейского кино, даже после Оскара. Да, она снимается в Америке, но это характерные роли. Она не стала звездой Голливуда в полной мере.

Вы правда так думаете?

Да, мне все-таки кажется, что она сохранила свой национальный колорит, в отличие, например, от Бандераса, который в голливудскую среду влился в полной мере. Хотя и не на долго. А у нас действительно актеров, покоривших Голливуд, нет.

Появятся, как думаете?

Хочется верить. Но тут еще вопрос именно в том, появятся ли в России актеры такого масштаба и мастерства, как в Голливуде. Уровень мастерства и масштабы личности голливудских актеров задают очень высокую планку. Наших актеров, дотягивающих до таких стандартов, мало. 

А как же наши хваленые российские школы?

У нас есть несколько действительно очень и очень достойных актеров, которых не стыдно поставить в один ряд с голливудскими. Но, к счастью, такие люди не уезжают в Голливуд, не хотят сниматься там. Я уверен, что если в России будут появляться актеры – с подходящим уровнем мастерства, возрастом, харизмой, знанием языка и внешностью – никто им двери закрывать не будет. 

Меня всегда поражало в России обилие «чернушного» кинопроизводства. Снимают бесконечные фильмы и сериалы про ГИБДД и оперов. Народ соскучился по добрым комедиям, вроде советских, вам не кажется?

Ну, во-первых, нужно отделить кино от сериалов. Хотя, честно говоря, и там, и там решает зритель. Просто в кино и на телеканалах – он разный. Так вот про кино. Можно снять крутой арт-хаусный фильм, которой получит много наград. И зритель его оценит, конечно, но редкий. Значительно более массовый зритель оценит «чернуху». А вот посередине между этими двумя сегментами должны находиться добротные качественные коммерческие фильмы: талантливые и развлекательные одновременно истории, рассказанные понятным массовому зрителю языком. Их-то как раз-так у нас и не хватает. Хорошие примеры из последнего – «Духless» и «Метро». 

А правда, что в России на 10 фильмов приходится только 2 фильма, которые окупаются?

По моим ощущениям, и вовсе один. Если брать все фильмы, которые снимаются, и того меньше. 

Давайте отвлечемся от кино. Расскажите о ваших увлечениях, как вы проводите выходные?

Помимо музыки и кино, которые для меня не только работа, но и во многом смысл жизни, есть еще такие развлечения, как спорт, книги, путешествия, музеи, выставки, театры, книги. Все это я очень люблю, но времени на все катастрофически не хватает. А ведь есть еще мотоциклы, горные лыжи, теннис!

А что вы сейчас читаете?

Не поверите, перечитываю «Алису в стране чудес» на языке оригинала. Великая сказка! Кстати, этот проект сейчас готовится к производству в России. Еще читаю несколько произведений отечественных авторов, из которых могут получиться интересные сценарии. 

 

Беседовала Алена Литковец

Фото: Роман Дротенко TrendSpace.ru

Теги: интервью