Гарри Татинцян: "Русского современного искусства не существует!"
События

Гарри Татинцян: "Русского современного искусства не существует!"

Гарри Татинцян о современном искусстве в России и в мире.

Гарри Татинцян о современном искусстве в России и в мире.

У вас была галерея в Нью-Йорке, и затем вы приехали в Москву. Помогает ли вам нью-йоркский опыт в Москве? И чем отличается построение бизнеса в этих городах?

Это какой-то другой опыт. В Нью-Йорке ты не можешь базировать бизнес просто на желании делать что-то оригинальное, потому что вылетишь в трубу. Опыт в Америке был, скорее, коммуникативным, я научился общаться с людьми, добился определенных связей и стал их использовать, и, естественно, получил более глубокие знания об искусстве как таковом. Нигде такого опыта больше не получишь.

 

 

Вы как-то сказали, что ваша галерея единственная  правильно представляет западных художников. Расскажите, в чем заключается эта «правильность»?

В общем-то, здесь, в России, бизнес ведется странными методами, он какой-то местечковый, и к бизнесу толком не имеющий никакого отношения. Когда ты строишь бизнес, ты видишь горизонт, к которому ты хочешь прийти, сколько денег ты хочешь этим заработать. Многие говорят: «Я не спекулянт, я просто хочу показывать искусство». Это выражение говорит о непрофессиональном подходе. Непрофессионально ставить директорами галерей медсестер и вахтеров . Мои российские коллеги чаще всего путают хобби с бизнесом, и потом терпят полное фиаско.

 

 

То есть для вас искусство - это исключительно бизнес и совершенно не хобби.

Вы знаете, я как-то сказал в интервью, что когда ты можешь вести бизнес и относиться к нему как к хобби, то это максимальное удовольствие для себя.

 

 

Есть выражение, что художник должен быть голодным. Насколько это мнение применимо к современному искусству?

Мой ответ - это собачья чушь. Если у человека есть амбиции, он не должен умирать с голоду. Если у него есть амбиции, то он знает, как прийти к результату. Часто в людях отсутствует понимание результативности, того, где они себя видят. Художник, который умирает с голоду – это художник-лузер. Он сам себе создал такую судьбу. 

 

 

Это, наверное, наше русское сознание, что все художники и писатели должны страдать, не быть признанными, и только после смерти они обретают славу. Я так понимаю, это не то, чего вы ждете от современных художников?

Если у человека нет социальной жизни, никто его не признает после смерти. Он должен быть частью абсолютно живой среды, где есть друзья, общение, коммуникации, диалог. Если он мертвый, он нужен только некрофилам. 

 

 

Какие кураторские задачи вы сейчас ставите перед собой? Будете ли вы делать упор на западных художников, как у вас было раннее в галерее на Ильинке?

А нет другого искусства, для меня существует только западное искусство. 

 

 

То есть вы не признаете русское современное искусство?

Я не признаю русское современное искусство, как и не признаю Ё-мобиль. Если есть готовые технологии, то зачем придумывать и развивать Ё-мобиль? Даже если купишь из разных мест все составляющие Ё-мобиля, он так ёкнутым и останется. Зачем нужно развивать самолеты, которые не летают? Почему нужно запускать булаву, которая не функционирует? Создавать корпус, когда внутри все разворовано? У нас все разворовано, утрачено за годы Советской власти. Появилось стадо людей, и человек перестал быть индивидуальностью, и не хочет даже ей быть, он хочет только быть частью общества.

Искусство развивается вкупе. В России нет ни музыкального искусства, ни кино, ни живописи. Возьмем российских музыкантов: они удовлетворены тем, что они делают, и не хотят расти дальше. Игоря Крутого спрашивают, почему на западе его музыку не слушают, а он отвечает: «А у меня другая музыка». Вот это то же самое, что говорить: «А у нас современное искусство другое». Я бы поставил вопрос: это искусство или ремесло? Хотя в России столько всего: биеннале, тусовки, бюджет, но это все как бег на балконе. Бег на балконе -  он и есть бег на балконе, мы даже можем сделать бег на балконе с барьером, но выпрыгнуть-то можно только вниз. 

 

Я с вами в какой-то степени согласна, но я, например, родилась уже после распада Советского Союза, и у меня абсолютно другое мировоззрение. С момента распада СССР прошло уже 22 года. Неужели вы не даете шанса российскому искусству? Неужели оно никогда не появится?

Каждые 10 лет появляется шанс на появление нового направления. Сначала пусть наши ребята получат образование на Западе -  там их научат мыслить, потому что здесь их учат лепить из пластилина, как тупых, как детей. 

Я как-то слышал интервью достаточно известного галериста в России, ему был задан вопрос: «Почему в России не очень хорошее образование ?». И он ответил: «А как я могу учить людей в институте, если у нас нет красок?». А потом его спросили, почему на западе искусство дорогое, а в России дешевое. Он сказал: «У нас плохие подрамники». Если педагог так отвечает интервьюеру, то что вы ожидаете от его лекций? Меня недавно спросили, нужно ли отдавать ребенка в изобразительную школу. Мой ответ – нет. Если ты придешь в хорошую школу на Западе и покажешь навыки плохого рисования, они тебя даже не возьмут. Им нужна абсолютно голая платформа, чтобы создать определенный уровень. Нужно, чтобы наши ребята поехали туда, там отучились, там поработали в студиях и там научились думать. Здесь это все сделать практически невозможно.

 

 

В России, тем не менее, есть дорогие художники. Сейчас много материалов о том, что спрос на российское современное искусство повышается.

А люди, которые пишут эти статьи, вообще знают, что в мире происходит? Я думаю, они вообще не отдают себе в этом отчет. В искусстве есть критерии и основы, и в некоторых случаях я вижу силу манипуляции рынком или переоценивание определенных имен. Но вы правы, существует мода на нации, но она зачастую временна.

Тут художники не собираются меняться. Был такой художник, который рисовал коричневые кляксы на черном фоне или красные кляксы на черном фоне, -  отвратительно, тупо и бездарно. Однажды он меня поймал в коридоре, очень близко прижался грудью и сказал: «Гарик, я считаю так: если ты что-то делаешь, делай это всю жизнь, иначе подумают, что это не серьезно». Вот они всю жизнь и варят эту кашу. 

 

 

Вы говорили в интервью, что сейчас также популярно китайское искусство.

Оно такое же, как и русское, может быть, даже хуже. Китайское искусство - это любовь к погонным метрам, все, что они делают - это два на сто метров, или на пятьсот метров, или на семьсот метров. Самое смешное, что многие думают, что пока в Китае нет музеев, нужно скупать их искусство. Дурновкусие в мире преобладает. И покупка этих псевдоконцептуальных картин, где нет ничего, кроме как любви к заполнению плоскостей, также дурновкусие. В этих картинах нет никакого сознания. 

 

 

Какие последние работы вы приобрели для своих коллекций? Кого из художников бы вы отнесли к своим последним открытиям?

Это был Питер Хелли - я считаю его одним из разумно оцененных для рынка художников.

 

Беседовала Алена Литковец

Фото: TrendSpace.ru / Роман Дротенко